Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

А. В. Галанин © 2012

Все дальше и дальше время уносит Русь от своих истоков. Сначала русы стали русскими, затем русские вместе со многими другими этносами чуть не стали советским народом, а вот сегодня превращаются понемногу в суперэтнос россияне. Вроде и те же мы, а вроде и нет. Вряд ли кто сегодня в графе «национальность» гордо напишет «рус».

Засмеют и не поймут. Но ведь это было названием этноса, который сформировал суперэтнос «русские» и сам растворился в нем, и многие другие этносы перешли в этот суперэтнос и тоже растворились – стали русскими. Не менее десятка генофондов различных этносов объединил генофонд суперэтноса современных русских.

С. А. Нефедов, В. В. Запарий и Б. В. Личман в своей статье «Технологическая интерпретация новой истории России» приводят очень интересные соображения о значении новых технологий для хода истории. По их мнению, народ (этнос), применивший новую технологию, совершал военный, политический или демографический «рывок», а то и сразу все три рывка вместе. Ситуация уравновешивалась, соседи тоже осваивали новую технологию, и превосходство этого этноса исчезало.

Можно назвать много технологических прорывов человечества: приручение огня; приручение домашних животных; изобретения — пращи, лука и арбалета, колеса и повозки, плуга, земледелия, колодцев, лодки, седла, упряжи, освоение металлургии: выплавки меди, потом железа, изготовление железных мечей;

Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

изобретения – штанов, меховой одежды, каменных крепостей и стен, стенобитных машин, огнестрельного оружия, лодки и паруса, корабля нового типа с высокими мачтами, штурвалом и совершенным парусным вооружением, металлургического производства в домнах с мощной системой поддува – и многие другие крупные изобретения. Вслед за каждым таким изобретением происходило переустройство мира: одни империи возникали, другие, напротив, разрушались.

Приручение огня позволило нашим далеким предкам жить в умеренных и холодных районах, пережить несколько ледниковых периодов, изобретение колодцев позволило освоить районы полупустынь и пустынь, до того необитаемые. Благодаря изобретению штанов люди cмогли жить в холодных странах и много ездить верхом на лошадях.

В Руси-России тоже было немало изобретений новых технологий, например: изобретение особого корабля для плавания в водах Арктики – коча; изобретение русского типа деревянного дома; изобретение русской печи; изобретение технологии изготовления валенков; изобретение технологии хлебопечения; изобретение технологии квашения капусты;

Чем и каким образом топить русскую печь

В качестве топлива обычно использовали уголь или дрова. Поленья подбирали сосновой, плодовой или березовой породы. Они отличаются более длительным прогоранием и сохранением жара, что и требуется для выполнения печью своих функций.

Чтобы получился хороший уголь, дрова для отопления подбирали одинакового размера, максимально избавляясь от сучков. Затем их складывали колодцем, а сверху для более быстрого возгорания размещали щепу. Для получения равномерного угля важно было уметь растопить так, чтобы жар сохранялся длительное время. Для этого устройство раскаляли большой партией дров.

История появления древнерусской печи

Русская печь с лежанкой

Первые отопительные сооружения, ставшие прообразом русских печей, возникли около четырех тысяч лет назад. Люди догадались, что постоянно оберегаемый ими огонь можно спрятать под крышу, чтобы сохранить его как можно дольше.

Древние славяне были мастерами в постройке печных сооружений, о чем свидетельствуют находки курного очага. Он отличен тем, что не имеет дымовой трубы. Весь дым, образуемый в процессе топки, выходил в комнату. Такой способ растопки очага назывался «чёрным». Отсюда и пошло выражение «топить по-чёрному», т.е. не выпуская дым через трубу.

Ближе к 15 веку курные печи обзавелись дымоходами, которые стали называть «дымницы». Они сооружались из плотных древесных материалов, но это было небезопасно: от летящих вверх искр часто происходили возгорания.

Со временем русская печь пережила ряд перевоплощений: стали появляться новые конструкции и формы, печные изразцы стали приобретать более художественный характер, становясь частью интерьера, изменились способы отделки: рельефные изразцы заменили гладкими расписными, на голландский манер изразцами. Эта новая техника позволяла значительно экономить время постройки.

Человек приручил огонь не менее двух миллионов лет назад. Сначала он использовал огонь степных и лесных пожаров, возникавших от молнии. Научился его поддерживать, сохранять, переносить с места на место. Это изобретение позволило людям расселиться в более холодные районы Земного шара, позволило пережить ледниковые периоды у самого края ледников.

Очень важными персонами тогда были хранители огня, которые постоянно поддерживали огонь в жилище. Огню поклонялись как божеству, его считали живым, так как его надо было постоянно кормить дровами. Необходимость сохранять огонь и создавать таким образом условия для выживания семьи и рода, по всей вероятности, есть одна из причин усиления роли женщины в роде и длительного существования матриархата. С охоты мужчины возвращались в теплые жилища, где их ждал костерок, вкусная еда и женщины и дети. А огонь хранили женщины.

Жить нашим предкам стало гораздо легче, когда они изобрели технологию получения огня с помощью трения сухой деревянной палочки о сухую деревянную дощечку. Потом изобрели огниво для высечения искр, от которых зажигали сухой трут – мелкую сухую стружку. Человек умелый мог такими способами развести костер в течение получаса. Зависимость мужчин от женщин снизилась. Теперь они могли уходить из стойбища на несколько дней и разводить костер там, где хотели.

Да и сегодня тем примитивным очагом (костром) пользуются охотники и рыбаки, туристы и экспедиционные работники. Правда, огонь сегодня туристы не несут с собой в специальной корзине, не производят его трением или с помощью огнива, а производят с помощью спичек или зажигалок. Хочу сказать, что в основе изобретения спичек лежит трение одной поверхности о другую, вот только воспламеняется одна поверхность от трения очень легко (спичечная головка).

Зажигалка же – это родная дочь огнива: от выбитой искры зажигается легко воспламенимый газ или бензин. Костер сыграл в истории человечества очень важную роль, его обожествляли и романтизировали. О нем и сегодня слагают песни: «Взвейтесь кострами синие ночи …», «Вот и рассыпались искры костра …», «Наш костер в тумане светит, искры гаснут на лету …» и др.

Костер для приготовления пищи и сушки одежды в экспедиции. Фото А.В. Галанина

Примитивный очаг и шалаш в походе. Наверное, так был устроен быт людей в палеолите. Фото с сайта: spas-extreme.ru

Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

Человек догадался «загнать» огонь в свое жилище очень давно. Сначала это был обычный костер посреди чума. Назывался он очаг или комелёк. Такие комельки и сегодня используют в чумах и ярангах жители Крайнего Севера. Такой очаг по кругу обкладывают камнями, которые, нагреваясь, долго хранят тепло, когда костер уже погас.

На таких камнях дольше не остывает чайник или котелок, в котором приготовлена еда. Такой очаг у всех народов считался и считается священным. Я видел в тундре Чукотки, что кочевники оленеводы, приходя на место старой стоянки, ставили ярангу на тех же местах, где она когда-то стояла в прошлый раз, при этом обязательно использовались камни прежнего очага.

Когда русские в XIX веке на корабле прибыли в устье Анадыря, чтобы выбрать место и заложить будущий город Анадырь, то обратили внимание на стойбище чукчей на южном берегу Анадырского лимана. Встали на якорь, послали лодку, спросили у чукчей: «Постоянно ли они тут живут?» Получив ответ: «Да, постоянно».

Высадились и заложили поселение. А чукчи через пару месяцев сняли яранги, погрузили их на нарты и уехали. Они в этом месте ловили рыбу и всегда, когда ловили рыбу, ставили яранги именно в этом месте. Но рыбу ловили они только 2 месяца в году. Вот так и заложили город Анадырь в самом неподходящем для жизни месте. И до сих пор он там стоит.

Очаг в чукотской яранге. Фото с сайта: personalguide.ru

Чукотская яранга. Фото с сайта: miss.ekabu.ru

Дрова в тундре большая проблема, только на небольшой костерок можно собрать тонких веточек ивы или кустарниковой ольхи и березки в пойме речки, чтобы на нем приготовить пищу. В тундре дровами не обогреешь свое жилье. Поэтому там сложилась совершенно другая культура жизни, другая Арктическая цивилизация, не использующая огонь для отопления жилища.

В пологе в чукотской яранге. Фото Виктора Загумённова с сайта: http://photopolygon.com/snaps/details/8583

Жители тундры научились жить без отопления своего жилища и потому освоили Арктику с ее бескрайними оленьими пастбищами. А сделали они это очень даже просто: изобрели специальную очень теплую одежду из оленьих шкур мехом внутрь, рукавицы, шапки, обувь, которые позволяли им даже спать на снегу в сорокаградусный мороз. Они научились хранить тепло своего тела, а это, как всем хорошо известно, 36°C.

У северных тундровых кочевников очаг яранге или чуме в основном служит для приготовления пищи, его роль в обогреве жилища небольшая. Теплым в яранге является полог из оленьих шкур мехом внутрь, в котором и спят, и сказки рассказывают, и беседуют, и любовью занимаются, и детей рожают, и умирают. В тундре дров нет, поэтому и печи для обогрева не придумывали, а шили теплые одежды, устраивали теплые полога. Пользуясь такими технологиями, люди смогли пережить ледниковый период, да еще не один, а как минимум на протяжении последнего миллиона лет три ледниковых периода. Обогревается пространство в пологе с помощью собственных тел (люди в пологе раздеваются догола). Для освещения пользовались жирником – светильником, в котором на фитильке горел нерпичий жир.

Такая арктическая технология жизнеобеспечения позволила жителям Арктики и Субарктики пережить ледниковые периоды, освоить тундру, выжить, сохранить и передать нам свои гены.

Жители таежной зоны имели много дров, поэтому развитие цивилизации таежных охотников и рыболовов пошло по другому пути. Они стали совершенствовать отапливаемое жилище, но при этом не забывали и про одежду, головные уборы и обувь. Начали с шалашей и полуземлянок, в которых устраивали очаги наподобие костров, располагая их подальше от стен – посередине жилища.

Но это было пожароопасно и не очень эффективно. Чуть зазеваешся, и огонь перейдет на стены и кровлю. Очаг, чтобы согреть жилище, должен был гореть постоянно, а для этого его должен был кто-то поддерживать. Те, кто ночевал в таежных избушках с печками буржуйками, знают, как быстро выстывает зимой в избушке – как только перестает топиться печка.

Для создания комфорта наши предки тщательнее делали стены в избушках, придумали утепленные пол, потолок и утепленную дверь. Для теплоты ее делали маленькой и низкой настолько, что в избушку входили согнувшись в три погибели – буквально заползали чуть ли не на карачках.

Лесные жители и жители лесостепи — наши очень далекие предки – строили вот такие жилища. Это были дома-полуземлянки. Фото с сайта: Фото с сайта: tropaclub.ru

Вот такая избушка появилась только тогда, когда научились выплавлять и ковать жлезо. Без железного топора такой дом не построить. Избушка отапливалась по-черному. Дым от комелька наполнял жилище, остывал и выходил через приоткрытую дверь. Таким было жилище наших далеких предков 4–5 тыс. лет назад. Фото с сайта: tropaclub.ru

Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

Утепляя стены, потолок и пол, не забывали усовершенствовать и очаг. Для этого его делали из камней и помассивней. Камни нагревались и потом долго отдавали тепло, согревая жилище. Почти без изменений такой древний очаг устраивают и сегодня в баньках по-черному. Когда-то жилища наших далеких предков были похожи на эти баньки.

Во Франции археологи тоже нашли вот такую доисторическую печь.

И в наши дни русского человека тянет пожить в тайге, в избушке с примитивным очагом. Это генетическая память, она жива в каждом из нас.

Очаг в бане по-черному. Фото с сайта: http://s40.radikal.ru/i088/1009/24/ab68c4abb07f.gif

Аил – жилище аборигенов Горного Алтая Фото с сайта: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=печка каменка

Примерно так выглядело жилище охотников и собирателей — жителей таежной зоны и 3 и 5 тыс. лет назад. А печи каменки по-черному, которые сегодня устраивают в банях, в те далекие времена использовались и в жилых домах. Да и дома тех времен были похожи на теперешние баньки по-черному.

Там, где дикого камня не было, изобрели печи глинобитные. Делали каркас из кольев и прутьев, его обмазывали толстым слоем раствора из глины и песка, когда изделие высыхало, в нем разводили огонь, при этом колья и прутья сгорали, и вот печка готова. Когда ее начинали топить, происходил обжиг, и глина с песком превращалась в прочный камень. Фасон у глинобитных печей был самый разный.

Древнейшая глинобитная печь, вероятно, выглядела так. Такой комелек мог согревать землянку или пещеру. На нем можно было приготовить рыбу горячего и холодного копчения. Рисунок с сайта: http://apxiv.ucoz.ru/publ/

Такую глинобитную печку и сегодня можно увидеть в некоторых дворах в деревнях. В ней можно сжигать мусор, печь картошку, в загнетке варить щи и т.д. Давно давно такие печи устраивали и в жилищах. Рисунок с сайта: http://apxiv.ucoz.ru/publ/

Глинобитная печка в баньке по-черному. Если плеснуть на такую раскаленную печь, то будет много горячего пара. Выглядит такая печка вполне эстетично. Рисунок с сайта: http://apxiv.ucoz.ru/publ/

Строение русской печи

Главные составляющие агрегата:

  • горнило или топливник – основа любого отопительного сооружения, используемое для приготовления пищи;
  • свод – часть, расположенная вверху горнила, на которую укладывается массив, способный сохранять тепло;
  • под – нижний элемент топливника, предназначенный для повышения прочности топочной камеры;
  • щека – фасадная стена горнила;
  • устье – отверстие перед горнилом, через которое закладывается топливо и загружается посуда; это часть, соединяющая топливник с комнатой и дымовой трубой;
  • шесток – площадь, на которой находится хозяйственная утварь перед помещением в топливник или после извлечения из него;
  • подшесток – неотапливаемый отсек под шестком, предназначенный для хранения посуды или других вещей;
  • подпечье – область под подом агрегата, где размещаются дрова для протапливания;
  • хайло – устройство для выпускания дыма в трубу;
  • печурки – ниши для увеличения отопительной площади и улучшения теплообмена; они использовались для сушки трав, ягод, грибов и хранения посуды или обуви;
  • порожек – часть устья до свода, предназначенная для повышения КПД путем удержания дымовых газов под дугообразным перекрытием;
  • перекрыша – верхняя часть, на которой устанавливали лежанку.Строение русской печи

Русская печка по-белому

На смену устройствам «по-черному» со временем пришли агрегаты «по-серому». Охлажденный дым выходил наружу либо через отверстие в потолке, либо через деревянную трубу. Из топки через канал выходили горячий дым и искры, способные вызвать пожар на крыше, особенно в летнюю пору года, так как кровли в то время выстилались из возгораемого материала – соломы.

Однако русские люди понимали необходимость срочной альтернативы подобным ненадежным топкам, и она нашлась в виде новых, пожаробезопасных, простых, экономичных и многофункциональных сооружений – печей «по-белому».

Они строились уже не из глины, а предварительно обожженного кирпича. В то время люди обучились мастерству обжигания брусков, осознали их важность при возведении топок и начали сооружать кирпичные строения.

Изменился и материал для кровли. Крыши стали выстилать дранкой или тесом, что исключало вероятность возникновения пожара.

Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

Вскоре проблема риска возгорания вернулась. Новая дымовая труба повысила тягу, но в то же время увеличила и количество выбрасываемого горячего воздуха с искрами.

С целью повышения КПД и устранения риска возникновения пожара дымовую трубу начали делать изогнутой и пускать в кожухе оборотами. Таким образом, горячий дым, продвигаясь зигзагами по печи, отдавал тепло кирпичам, искры при этом также гасли. В конце своего пути продукты горения проходили по специальному горизонтальному участку трубы, из которой они попадали наружу уже остывшими.

Еще одно отличие «белых» печей от «черных» – фундамент. Первый вид устройства весит в 2-3 раза больше своей предшественницы, поэтому сооружали крепкую основу, чтобы пол выдержал и не провалился.

«Белые» печи хотя и являлись совершенными, но использовались долгое время только в домах бояр, князей и зажиточных господ. Причиной этому была дороговизна кирпича: обычные деревенские жители не могли себе позволить роскошь в виде приобретения этого материала и продолжали пользоваться печками старого образца. Некоторые находили альтернативу в возведении такого агрегата из необожженного кирпича – сырца, а обожженный использовали на под и свод печи.

Конструкция отопительного агрегата «по-белому» оказалась настолько совершенной, что до сегодняшнего времени не поменялась. Отдельно модернизировались только некоторые детали, упрощая работу и улучшая внешний вид оборудования.

Русские – жители тайги – создали свой особый стиль жизни, другую цивилизацию, основа которой – дом с особой русской печью, благо древесины для строительства дома и отопления в тайге хватало. Кладка печей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этом свидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, который широко применялся в Древней Руси.

Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом.

Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала.

Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу.
В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой – дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.

Недостаток таких печей в том, что велика вероятность возникновения пожара от искры, поэтому в печи нельзя разводить очень сильный огонь, чтобы не вызвать вылетающих из устья горящих искр. Для этого надо все время следить за интенсивностью горения дров в печи. Топить печь по-черному – большое искусство, требуется большой навык. Хозяйка, не умеющая топить такую печь, и сама от дыма в избе могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить.

А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые.

Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.

Печка по-черному в Вельском районе Архангельской области. На шестке – глиняные горшки, в которых варили еду, и деревянная квашня для приготовления теста для хлеба. Внизу возле печи ушат (кадушка с ушами для переноски на продетой палке) с водой. Фото с сайта: http://vse-znat.ru/istoriya_poleznich_veschey/

Курная изба и печь по-черному. Это русская печь, только без дымохода. У нее отдельный от дома фундамент и опечек, а в боку печурки. Загружается печь дровами и горшками через устье, через устье и дым выходит. Стены в избе чистые, закопчен только потолок, значит, хозяйка умелая.

Мне в детстве в начале 50-х прошлого века посчастливилось видеть настоящую русскую печь по-черному в деревне Редюкино. Это, наверное, была последняя такая печка в Ярославской области. Стояла она в задней избе дома гончара – в его мастерской. Эту печь он использовал для просушки и обжига глиняных изделий – горшков, крынок, корчаг, плошек. Они сушились на широких полках вдоль стен, а обжиг происходил внутри вот точно такой печи. Фото с сайта: http://vse-znat.ru/istoriya_poleznich_veschey/

Печи с трубой на руси начали делать, когда освоили изготовление кирпича. Но не сразу люди отказались и от печей по-черному. Печь с дымоходом и трубой менее экономичная, она требует больше дров, так как тепло с горячим дымом уходит, что называется, в трубу – на обограв улицы. Кроме того, дезинфекции избы не происходит, а искры из трубы на крыше очень опасны, особенно в ветреную погоду. Крыши раньше часто крыли соломой, дранкой, а в сухую погоду этот материал мог воспламеняться от малейшей искры.

Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20–30 см.

Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.

Сажа скапливалась лишь у верхней притолоки избы или возле специального «волчка» (так называемого волокового оконца, то есть проделанной в стене щели в диаметр бревна, которая, когда печь не топилась, закрывалась задвижкой – заволокой).

Печи по-черному были широко распространены у русских в Сибири в XVII–XVIII вв. даже среди знати. Например, такая печь стояла в личных покоях тобольского архиепископа Киприана. Печь без дымохода, сделанная по «всем правилам», и сейчас ценится чалдонами, только они предпочитают устраивать ее в бане.

Русская печь по-черному. Не одну сотню лет наши предки отапливали свои дома вот такими печами. Сегодня найти такую печь не в музее почти невозможно.

Глинобитная русская печка по-черному. Фото с сайта: http://www.kenozero.ru/v-arkhi…

Обратите внимание на то, что русская печь по-черному не имеет собственного фундамента, она стоит на полу. Нагрузка от ее веса приходится на переводы (балки) пола. Опечек делается из толстых досок или плах.

Со временем топку по-черному сменила топка по-серому – дым стали выпускать через отверстие в потолке и деревянную трубу. Из трубы сильно охлажденный дым рассеивался во все стороны. Выпускать горячий дым с искрами было очень опасно, так как кровли домов часто делали из соломы, и в сухую погоду они вспыхивали от малейшей искры. Так что избы по-черному – это не неумение наших предков придумать и построить камин с трубой, а способ жить в тепле и при этом не вызвать пожар.

Чёрные избы имели значительную высоту. Это давало много места для дыма наверху. »Лишний» объём не пропадал зря: к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции, чтобы не заводилась гниль (например, сети), а так же некоторые продукты, которым не вредило »копчение».

Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух, дышалось там легко, потому что при топке изба волей-неволей проветривалась: приходилось раскрывать дверь. Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопчённое дерево не гнило. И, наконец, »черная» безтрубная печь требовала меньше дров по сравнению с »белой», давала больше тепла.

Описание русских печей «по-черному»

Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

В более древние времена люди сооружали отопительные агрегаты из глины и без трубы – курные устройства, названные так по причине их «курения» на малом огне. В таком оборудовании не допускали сильного разгорания с целью предотвращения возникновения пожара. Дым выводился наружу через притвор над входными дверями, но в то же время холодный воздух с улицы поступал в дом, что приводило к значительной потере тепла и неэффективной работе топки.

 Позже для обеспечения выхода дыма люди стали делать отверстие в стене, называемое волоковым окном, которое заволакивалось деревянными заслонками, когда печь не топилась и остывала. От хозяйки жилища требовались особые навыки в растапливании подобных сооружений.

Важно было не допустить сильного разгорания дров по причине опасности возникновения пожара от искры. Кроме того, чрезмерное количество дыма могло привести к удушью самой хозяйки и ее семьи.

Преимущества печи «по-черному»:

  1. Способна максимально отдавать тепло помещению. Горячий дым отлично прогревал и просушивал воздух, тем самым создавая в избе оздоравливающую атмосферу.
  2. Стены под его воздействием дезинфицировались, предотвращая таким образом заражение инфекционными болезнями. Благодаря дыму в доме не водились насекомые.
  3. Возможность коптить мясо и рыбу. Подвесив продукты под потолком, спустя некоторое время получалась пища холодного копчения.

Недостатки отопительных сооружений «по-черному»:

  1. Большая вероятность возникновения пожара от искры.
  2. Постоянный контроль за силой горения дров.

Что и как варили и пекли в русской печи

Русская печь многофункциональна: она обогревает дом, в ней готовят завтрак, обед и ужин, пекут блины, оладьи, хлеб и пироги, готовят корм (пойло) для домашнего скота, греют воду. На ней сушат зерно, травы, грибы и другие дары леса и огорода. В лютые морозы возле печи согревают новорожденных домашних животных. На печи лечатся от простуды. Постели теплее, чем на печи или на полатях возле русской печи, не бывает.

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая. 
Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.

На самой печи спали постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку голбцах и полатях спали дети. От тех времен осталась непонятная современному человеку поговорка: «Ты что, с печи упал что ли?». Так говорят о человеке, который начал говорить бессмыслицу или вести себя неадекватно. Действительно, упасть с печи было очень и очень больно, да еще упасть во сне: поневоле станешь неадекватен. Поэтому по краю печи хорошие хозяева обязательно делали барьеры и загородки из реечек или досок, чтобы люди с печи не падали.

Убранство в кухне в русском доме. На шестке угольный утюг, возле устья ухваты и сковородник. На лавке деревянная лопата, корыто, кухонная доска для нарезки овощей и мяса, для стряпанья пирогов, самовар, два глиняных горшка, угольный самовар на металлическом подносе, тыква. Под лавкой две глиняные корчаги и большая глиняная крынка. На стене на длинной палке сечка, которой рубили капусту, мясо, рыбу, полка с посудой. На стену повешены сушиться пучки лекарственной травы и маленькая связка сухих грибов или кореньев. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/

Дрова в русскую печку складывали с вечера. При этом недалеко от устья делалась клетка из поленьев так: клались два полена вдоль печки на расстоянии 30–35 см друг от друга. На них перпендикулярно (поперек печи) клались еще два полена, а на эти два полена накладывалась кучка из 5–6 поленьев, ориентированных вдоль печи. Утром в клетку под поленья помещались под углом 45 градусов к поду горящие сухие лучинки. Когда дрова разгорались, клетку с горящими дровами сдвигали большим ухватом или кочергой вглубь печи к задней стенке, освобождая место для горшков и чугунков. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухвёдерный чугун. По высоте спокойно проходила и глиняная корчага с солодом для пива. Но самое главное – в печь через устье мог пролезть дюжий взрослый человек, чтобы вечером всласть попариться с березовым чесняговым веничком.

Печь Калита устройство печки в лучших русских традициях примеры установочных работ

Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни семьи. С вечера хозяйка в печь поближе к устью складывала определенным образом дрова. За ночь они подсыхали. Рано утром, когда еще не рассвело, хозяйка вставала с постели первой и разводила в печи огонь, ставила в печь чугунки и горшки, в которых обязательно варилась картошка, щи, каша, в глиняной плошке или на сковороде она пекла блины или оладьи.

Ухват необходим для извлечения горячей посуды (горшков и чугунов) и чтобы ставить их в печь. Сковороды ставились в печь сковородником (чапельником). Деревянная лопата (или садник) в основном служила для посадки в печь форм с хлебным тестом и противней с сырыми пирогами. Извлекались из печи формы и противни клюкой (кочергой).

Использовались также
для приготовления пищи горшки разного размера, крынки, утятницы, гусятницы, плошки. Для ухода за печью, поддержания огня, выгребания углей и золы нужны были кочерги, совки, помело (метла на палке). Помелом выметали из печи золу. До сих пор поговорку можно услышать: «У тебя язык, что помело» – имеется в виду не только болтливый человек, но и в выражениях не очень чистый. Помело, одним словом.

В русской печи пекли прекрасные оладьи и блины. Жар на тесто воздействует не только от дна и боков сковородки, но и сверху, так как в печи воздух сильно раскален. Таких как в русской печи оладьев и блинов не испечь ни в духовке, ни тем более на плите. Сковородой управляли при помощи сковородника – металлической прихватки, насаженной на длинную палку. Такой сковородник, как и ухваты разного обхвата, имелись в каждом доме. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/ahtoh/view/461875/

У этой печи в шестке встроена топка с плитой, которая называется подтопок (русская печь с подтопком). Подтопок имеет свой дымоход, в котором 3–5 колодцев для оборотов дыма, после чего дым из подтопка поступает в общую с русской печью трубу. Прежде чем покинуть дымоход, дым все тепло должен отдать кирпичам дымохода – так называемому обогревательному щитку. Когда заканчивается топка русской печи, в ней часто остаются 2–3 не совсем прогоревшие головешки. Эти головешки переносят в подтопок, подкладывают немного дров и получают дополнительный источник тепла. Плита подпечка одновременно является и шестком русской печи. Когда топится подтопок, то трубу русской печи закрывают, и тепло из нее не выходит. Но труба подтопка в это время, естественно, открыта. Летом русскую печь не топят – жарко и без нее. Чтобы приготовить пищу, используют подтопок. А то и вообще устраивают печь времянку во дворе в летней кухне.

Русская печь – это отличная хлебопекарня. Раз в 4–5 дней хозяйка пекла хлеб. Тесто готовили с вечера в большой квашне, где оно выхаживало на шестке. В квашне всю ночь в смеси муки с водой бурно размножались дрожжи. Чтобы дрожжи хорошо размножались, квашню ставили в теплое, но не горячее место. Утром тесто замешивали, добавляя в него муку до нужной консистенции, и раскладывали в железные формы или на противень. Печь после топки вычищали от углей и золы, немного остужали и сажали в печь формы и противни с тестом с помощью деревянной лопаты.

Хлебопечение – непростое дело, не у каждой хозяйки и не всегда хлебы получались отменными. На качество хлеба влияло многое: и мука, и дрожжи, и температура в печи, и замес. Чтобы хлеб получался вкуснее, делали различные добавки в тесто: вместо воды брали сыворотку, добавляли корицу и многие другие ингредиенты. Фото с сайта: http://kirpichiki.pro/read/articles/russkaya-pech-v-kartinkakh.html

Хлеб, испеченный в русской печи, был очень вкусным. Фото с сайта: http://forum.say7.info/topic48033-50.html

Моя бабушка пекла ржаной хлеб с тмином. Сейчас почему-то такой хлеб называется в магазинах «немецким». А какие она пекла пироги! Мне больше всего нравились пироги с малиной. Нет, не с малиновым вареньем, а с малиной. В августе пекла со свежей малиной, а зимой – с сушеной. Отменными были также пироги с клюквой и творогом. А вот пироги с рыбой мне не нравились.

В русской печи пекли очень вкусные пироги: открытые, как этот, или закрытые, когда начинка помещалась внутрь пирога. С чем только не пекли пироги: с творогом, с яйцом, с клюквой, с малиной, с картошкой, с капустой, с рыбой… Тесто для пирогов готовилось иначе, чем для хлебов. Мука для пирогов использовалась обдирная пшеничная, дрожжи обязательно свежие, а не закваска, сто раз использовавшаяся. Хлеб – это еда повседневная, а пироги — праздничная. В моей деревне шутили: «А пироги-то хлебу большая замена». Фото с сайта: http://clubs.ya.ru/4611686018427450327/replies.xml?item_no=76685

Отварная рыба, приготовленная в чугунке в русской печке, значительно вкуснее сваренной на плите. По-моему, это щука. Во время моего детства каждый стоящий мужик в нашей деревне умел ловить рыбу. И странное дело, рыба в речке не переводилась. Сейчас никто рыбу не ловит, но рыбы в реке не стало. В среднем каждая семья в нашей деревне съедала 2–3 кг свежей речной рыбы в неделю. Фото с сайта:
http://fotki.yandex.ru/users/l-dubrava/view/442840/

Полина Лаврентьевна к празднику готовит пирожки и закрытые пироги. Пропеченые, пышные и румяные, они выйдут из русской печки. А вкусные – пальчики оближешь. Чтобы пироги сверху покрылись вкусной желтоватой корочкой, их сверху смазывают топленым сливочным, а за неимением такого – и растительным маслом. Масляный слой притормаживает испарение воды с поверхности пирога в печи, отчего он сильнее прогревается изнутри и не подсыхает. Фото с сайта:  
http://fotki.yandex.ru/users/zheka-wmf/view/215382/

Русская печь в Архангельской области. Слева от печи стоит ушат для воды. Для стирки белья в нем грели воду, бросая в ушат раскаленные докрасна кани. Потом в нагретую воду добавляли золы, полученной от сгорания в печи ольхи или осины, и так получали щелок. Щелоком в отсутствии мыла стирали белье, простыни, занавески. Фото с сайта: scherbatovka.ru

Рыбный суп, сваренный в русской печи, имел особый вкус. Такой на плите не сварить никогда. Фото с сайта: http://yummybook.ru/catalog/recept/sup-rybnyj-iz-russkoj-pechki

Хлебы в печи испеклись, можно вынимать. Фото с сайта: http://photosight.ru

Пироги в печи. В каждой русской печке температурный режим был особый. Чтобы пироги получились удачными, каждая хозяйка приноравливалась к своей печи: какими дровами и в каком количестве топить, когда сгребать уголья в загнетку, когда пироги сажать в печь, как плотно или не очень прикрывать устье заслонкой, сколько времени держать пироги в печи. Фото с сайта: http://gorod.tomsk.ru

Такие (и еще тоньше) блины можно испечь только в русской печке. Раньше хозяйки предпочитали печь блины из овсяной муки. Фото с сайта: http://babylessons.ru

Такие изделия из блинов – трубочки с начинкой — назывались трудоноши. Было даже обидное прозвище такое –»Леша-трудоноша», которым назвали парня обжору, кторый мог съесть очень много таких трудонош. Сегодня, наверное, подумали бы, что так называли трудолюбивого парня. Фото с сайта: http://lana12.mypage.ru

Каши и запеканки, приготовленные в русской печи, очень вкусные. Одна корочка поджаристая чего стоит! Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/litvinovskaya/view/265855/

Топленое молоко с настоящей пенкой можно приготовить только в русской печке в глиняном горшке. На плите в городской квартире молоко при кипячении часто убегает, выливается на плиту, горит на ней и воняет на всю квартиру. В русской печи, даже если молоко убежит из горшка, не страшно. Сгорит – и запах уйдет вместе с дымом в трубу. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/kuzma37rus/view/414696/

Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике. Все гениальное просто! Фото с сайта: http://berlogamisha.mybb.ru

Русская печь с подтопком. Слева от дверки подтопка еще одна дверка. Это дверка в духовку. Летом, когда русскую печь не топили, а топили только подтопок, в духовке можно было печь хлеб и пироги. Валенки – русское изобретение. Другой – более теплой, чем валенки, – обуви я не знаю. Никакие унты в сравнение с валенками не идут. Фото с сайта: http://ceotd_ug.giport.ru

Лежит Емеля на печи на девятом кирпичи. А почему на девятом? А это высота лежака от опечка в кирпичах. Чаще всего именно такой высоты и делали русские печки. Фото с сайта: http://www.activecenter.ru/fac…

Наверное, увидев этакую сценку, кто-то шутливо произнес: «А потом – суп с котом». Поговорка так понравилась, что до сих пор употребляется. Фото с сайта: http://www.bochkavpechatleniy.…

Русская печь в русской культуре

Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью культуры русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили травы, грибы и ягоды; в печи парились (да, русская печь была и баней); гадали и ворожили, с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали.

Сюжеты с печкой часто фигурирует в фольклоре – в народных сказках, поговорках, загадках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, прежде чем встал и сделался богатырем – народным защитником и героем. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи даже в лес по дрова.

Печка наделялась человеческими чертами, например, способностью разговаривать. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего братца набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей сначала отведать пирожков и говорит, куда гуси-лебеди понесли ее братика, а впоследствии, на обратном пути, печка прячет девочку от погони. А может, действительно, в лихие времена при набегах врагов русские женщины прятали детей в печке?

Кто жил в деревне, тот знает, как много значит русская печь для дома. По-моему, женщина может почувствовать себя по-настоящему хозяйкой только управляясь с русской печкой. Фото с сайта: http://www.1001tema.ru/index.php?option=com_presscan_ article

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про бани
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector