Особенности посещения бани детьми

Когда ребенку можно посещать баню

Можно ли детям в баню, и с какого возраста ребенку можно посещать баню — важные вопросы, которые нельзя обойти стороной. По поводу нахождения в бане во время беременности есть разногласия специалистов. Но о том, полезна ли баня для детей, педиатры имеют единое мнение. В баню вместе с детьми ходить можно и нужно, однако и здесь есть свои требования, предостережения и нюансы.

Начнем с того, когда ребенку можно в баню, если родители являются большими поклонниками и знатоками банных процедур, а мама активно посещала баню как до беременности, так и во время нее. В этом случае ходить с детьми в баню можно уже начиная с 3-месячного возраста младенца. Собственно говоря, в этом случае его знакомство с баней состоялось уже тогда, когда он находился в материнской утробе.

Поэтому после появления на свет такой малыш будет гораздо легче воспринимать банные процедуры. Ведь он уже переживал в течение девяти месяцев все эти ощущения — и нагревание, и смену температуры, и даже отдых с зеленым чаем или другим полезным банным питьем. Просто теперь все эти ощущения станут для него еще более яркими. Подготовленным детям в русской бане очень нравится, при соблюдения всех правил посещения парной они получают массу удовольствия и заряд энергии.

Если мама во время беременности воздерживалась от банных процедур, знакомство малыша с баней лучше отложить до возраста 7—8 месяцев, в крайнем случае, до 1 года. Откладывать его на более долгий срок не имеет смысла, особенно если посещение бани является устоявшейся семейной оздоровительной традицией.

Польза бани для детей

Несомненно, баня для детей является одним из лучших средств укрепления здоровья. Её польза, в первую очередь, заключается в благоприятном воздействии на органы дыхания. Это позволяет повышать устойчивость детского организма к заболеваниям. Рассмотрим основные виды влияния бани на здоровье ребенка.

Во-первых, высокая температура и влажность расширяют кровеносные сосуды. Как следствие, усиливается приток крови ко всем органам, в том числе и к органам дыхания. Вместе с воздействием горячего пара, вдыхаемого через нос, такое воздействие на детский организм способствует выведению слизи и мокроты, которая может скапливаться в носоглотке в обычное время.

Нос прочищается, и дыхание становится свободным. А это, в свою очередь, позволяет детям получать больше кислорода для правильной работы всего тела.

Во-вторых, горячий пар активно воздействует на кожу детей. Благодаря ему поры кожи расширяются, и через них выходят токсины, въевшаяся грязь и патогенная микрофлора. Это прекрасная косметическая процедура.

К тому же чистая кожа намного лучше справляется с воздействием внешней среды, что также повышает защитные силы детского организма. В некоторых случаях подобная чистка кожи помогает вылечить дерматологические заболевания, такие как гнойничковые высыпания и экземы.

И, наконец, сама банная процедура, непривычная для городских детей, часто приносит радость. Ведь всё непривычное вызывает любопытство у детей, и поднимает настроение на некоторое время. Поэтому нервная система также получает свою долю пользы от бани.

Польза бани, в первую очередь, заключается в оздоровительном воздействии и профилактике различных болезней. Она закаляет и укрепляет иммунитет. Кроме того, банные процедуры способствуют снижению лишнего веса. Они полезны при атопическом дерматите и аллергических проявлениях на коже, при астме и хроническом бронхите, но строго вне обострений.

Баня успокаивает и расслабляет, снимает стресс и неврозы. Повышает настроение, заряжает энергией и восстанавливает силы. Положительно влияет на сердце и сосуды, дыхательные органы. Малыши, которые регулярно посещают баню, реже болеют, более устойчивы к стрессам. Кроме того, посещение бани – подходящий метод закаливания ребенка. Подробнее о правилах и принципах закаливания детей смотрите здесь.

При этом важно не злоупотреблять водными процедурами, ведь неокрепший организм крохи может не справиться с жарой и высокой влажностью, перепадами температур. Кроме того, при посещении бани во время обострения простуды или хронических заболеваний состояние ребенка может еще больше ухудшиться. Не стоит водить в сауну и слишком маленького кроху. Давайте рассмотрим подробнее, со скольки лет можно детям в баню.

Можно ли парить ребенка в бане и как подготовить ребенка?

Не обязательно, но можно, только не так интенсивно, как взрослых. У детей тонкая кожа, поэтому следует ограничиваться поглаживаниями и легкими похлопываниями по телу вдоль массажных линий. От таких процедур дети в бане получат и удовольствие, и заряд бодрости. Предпочтительно выбирать мягкий веник с лечебными свойствами, например, липовый при склонности к простудным заболеваниям, дубовый для оказания успокоительного эффекта или березовый для утоления боли.

Многие интересуются, можно ли детям париться в бане. К этой процедуре нужно хорошо подготовиться. Для этого хорошо подходит закаливание, обливания и воздушные ванны. Нежная кожа крохи должна привыкнуть к резким перепадам температур. После нескольких посещений бани, когда ребенок привыкнет, и при хорошем самочувствии, можно попарить ребенка.

Парить ребенка можно не дольше десяти минут. После чего принимают прохладный душ или охлаждаются в бассейне в течение десяти минут и двадцать минут отдыхают. Не обливайте кроху холодной водой! Он испугается. Кроме того, для организма это будет шок. Начинайте со слегка теплой воды и постепенно уменьшайте температуру.

Тщательно выбирайте веник для парилки. Отлично подходит липовый веник, который отличают мягкость и приятный аромат. Это эффективная профилактика простуды и заболеваний внутренних органов. При астме и проблемах с кожей подойдет березовый веник. После использования такого веника парилка наполняется необыкновенным ароматом, а дышать становится легче. Дубовый веник полезен при психических заболеваниях и стрессах. Он снимает усталость и успокаивает нервные клетки.

Кроме того, в бане можно использовать различные травы. Но помните, что у ребенка не должно быть аллергии на используемые компоненты. Эвкалипт, мята и шалфей обеззараживают воздух, наполняют помещение целебными свойствами. Сухие листья дуба, липы и березы улучшают дыхание, положительно влияют на здоровье дыхательных органов.

Свежая хвоя, ромашка и березовые почки успокаивают, налаживают работу нервных почек, снимают усталость и стресс. Кстати, хвойные ванны можно делать для ребенка с полугода, а ванночки с ромашкой или календулой подходят для малышей после трех-четырех месяцев. Такие процедуры положительно влияют на кожу, устраняют сыпь, опрелости и аллергическую реакцию.

Перед тем как парить ребенка в бане, малыша нужно подготовить. Значительный перепад температур — это основное, к чему он должен быть адаптирован. У младенцев очень нежная кожа, еще не привыкшая к самостоятельной регуляции температурного режима. Поэтому с самого рождения желательно давать ему возможность принимать воздушные ванны.

Для начала можно просто не торопиться при переодевании новорожденного. Раздев его при комнатной температуре, прежде чем надеть свежую одежду или сменить пеленки — дайте ребенку несколько минут полежать голышом, свободно пошевелить ножками и ручками. Это очень мягкий и совершенно безопасный способ приучить его к ощущению смены температуры. Постепенно можно удлинять время воздушных ванн.

Как подготовить ребенка к бане кроме воздушных ванн? Хорошим способом адаптации является и купание в воде с различающейся температурой. Например, перед тем, как начать купать малыша, в отдельный тазик налейте воды той же температуры, что и ванночке. Пока малыш купается, вода в тазике остынет на несколько градусов.

После основного купания ополосните ребенка из тазика, контраст не будет резким, но для кожи он все равно станет стимулом к саморегуляции. Повторяйте эту процедуру при каждом купании, постепенно снижая температуру ополаскивания до комнатной. В совокупности с воздушными ваннами такие водные процедуры также помогут адаптации ребенка к перепаду температур. И тогда к моменту первого знакомства с баней кожа младенца будет уже подготовлена к новым, более интенсивным ощущениям.

Есть множество сторонников раннего закаливания детей, обливания холодной водой. Это отдельная тема, имеющая множество своих собственных нюансов. Для подготовки к банным процедурам она не является необходимой, достаточно двух вышеописанных способов. Если малыш спокойно относится к воздушным ваннам и ополаскиваниям чуть теплой водой, не капризничает, не плачет, не дрожит, его кожа не бледнеет — значит, он вполне уже подготовлен к знакомству с баней. Можно смело брать его с собой и настроиться на положительный результат от банных процедур.

Для первого знакомства с баней лучше подходит сауна, поскольку сухой горячий воздух переносится намного легче водяного пара высокой температуры. При первом посещении нужно позаботиться о том, чтобы температура воздуха в парной поддерживалась на уровне 70—80 °С, а влажность была не более 10 %. Как правило, все современные сауны снабжены приборами, показывающими эти значения и возможностью самостоятельно отрегулировать показатели.

Находясь в бане вместе с детьми, особенно на первых порах, малыш должен быть на руках у мамы. Это даст ему ощущение спокойствия и безопасности. Замечено, что пребывание в бане повышает лактацию у кормящих женщин. При проявлении малышом беспокойства можно дать ему грудь, для него это самое мощное успокаивающее средство из всех возможных.

Первое посещение парного отделения должно составлять не более 1—2 мин для малыша в возрасте от 7 месяцев до года, а если вы взяли с собой трехмесячного младенца, то в первый раз лучше вообще ограничиться половиной минуты.

В каждое последующее посещение бани можно постепенно увеличивать время пребывания ребенка в парной, доведя его впоследствии до 3—5 мин. Затягивать процедуру дольше 5 мин не рекомендуется вплоть до 3—4-х лет.

С какого возраста можно ходить в баню

Взрослые любители бани часто приучают своих детей к банным процедурам с самого раннего возраста. В деревнях, где альтернативы бане просто нет, уже в младенческом возрасте дети находятся в бане рядом с родителями.

У такого подхода есть противники, в том числе и среди врачей. Основные аргументы против посещения бани детьми следующие:

  • Слишком высокая температура может привести к перегреву организма. Это связано с ещё не до конца сформировавшейся системой терморегуляции у детей до 3 лет.
  • В бане ребенок может обжечься о горячие камни, печку, или просто горячим паром.
  • Кожа у детей младше одного года слишком чувствительная.

По этим причинам многие рекомендуют водить детей в баню только с возраста 3 лет. Но на самом деле, даже с первых месяцев жизни ребенка ему можно посещать баню, если придерживаться определенных правил.

В свою баню где вы можете регулировать температуру ребенка можно водить сразу как только заживет пупок, то есть на 2-3 неделю жизни. При этом важно поддерживать не высокую температуру, в пределах 40 градусов. Все пребывание младенца в бане ограничивается мытьем в тазу. Ни в коем случае нельзя парить младенца или оставлять “погреться”.

Как правило детей до года водят в баню после того как взрослые уже попарятся вдоволь и когда уже можно открыть двери и выпустить жар для стабилизации температуры на комфортном для ребенка уровне.

Дети 1-3 года

Детей такого возраста тоже незачем заставлять париться. Можно воспользоваться веником “для веселья”, но делать это так, чтобы не нагнетать горячий воздух и просто прикладывать веник к ребенку. Таким детям можно уже позволить играть в бане на нижних прохладных полках, пока взрослые греются вверху.

Не стоит поддавать на камни в присутствии маленьких детей, резкий пар может ошпарить нежную кожу ребенка и отбить желание посещать баню в будущем. Процесс должен ребенку нравиться тем что в бане тепло, есть возможность поиграть вдоволь с водой и пообщаться с родителями.

Дети от 4 лет

В таким возрасте детей уже можно парить даже веником, но только если они того хотят. Важно контролировать процесс самостоятельно, не заставлять ребенка париться и в то же время не разрешать терпеть и показывать свой характер. У детей плохо развит механизм терморегуляции организма и им намного проще получить тепловой удар чем взрослому.

Детей с этого возраста можно водить в общественную баню под чутким присмотром взрослых. Важным отличием общественной бани от своей является то, что никто не будут остужать баню специально для вашего дитя. Напротив, в общественной бане часто любят погорячее и вам придется подгадывать момент, чтобы комфортно посидеть с ребенком, как говориться без жести.

  • не оставляйте детей одних;

  • обязательно одевать шапку;

  • не подпускайте ребенка близко к горячим камням и печке;

  • не заставляйте детей париться против их воли;

  • в момент поддачи на камни спускайте ребенка вниз, чтобы первая волна горячего пара не ошпарила дитя;

  • не употребляйте алкоголь, это снизит вашу бдительность;

  • запрещайте ребенку геройствовать и “просидеть дольше на верхней полке, чем тот мужик с красным лицом”;

  • для похода в баню существуют противопоказания, они общие и для взрослых и для детей.

Подходящим возрастом, по мнению экспертов, считается три года. Причем малыш должен быть готов к подобным процедурам, температуру и время пребывания нужно увеличивать постепенно. Перед первым посещением обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Перед первым походом в баню малыш должен спокойно чувствовать себя в воде, уметь и любить умываться, не бояться обливаний водой. Хорошо, если кроха уже умеет немного плавать в ванне или ходит в бассейн. Также можно попрактиковать обливание с воздушными ваннами в домашних условиях.

Если малыш нормально переносит подобные действия, если он здоров и весел, ребёнку можно пойти в баню или сауну. В парилке начинайте с температуры не свыше 60 градусов жары с влажностью до 10%, постепенно доводите до температуры в 70-90 градусов.

Начинайте с одного захода в парилку на три-пять минут и постепенно увеличивайте число заходов до трех-пяти. При этом детям не рекомендуется находиться в парной дольше пяти минут. Между заходами делайте перерывы в 10-15 минут. Детям можно ходить в сауну или баню не чаще двух раз в неделю.

Сухую сауну посещают сухим. Перед паровой баней сначала нужно ополоснуться теплой водой. Желательно одеть на ребенка шапочку, чтобы предотвратить перегрев. Не водите малыша в баню на пустой желудок или раньше, чем за три часа до сна!

Как купать грудного ребенка в бане

Как купать грудного ребенка в бане, чтобы посещение парной не стало для него стрессом? После захода в парное отделение нужно ополоснуть малыша чуть теплой водой (комнатной температуры, но не холоднее). Эта процедура будет одновременно и гигиенической (смоет с кожи младенца пот и выведенные вместе с ним шлаки), и закаливающей.

Во время всех этих процедур необходимо внимательно следить за состоянием ребенка. В парной нормальными показателями являются легкое потоотделение и здоровый розовый цвет кожи (но ни в коем случае не покраснение). Кроме того нужно смотреть за состоянием родничка на головке малыша. Нельзя допускать, чтобы он краснел и набухал.

Во время отдыха маме с малышом нужно посидеть вместе, обернувшись банным полотенцем. Мама может попить чай, сок или какой-то другой полезный банный напиток. После отдыха, если с самочувствием ребенка все в порядке, можно повторить весь цикл: парилка, охлаждающие водные процедуры, отдых.

Правила поведения в бане

Чтобы баня принесла ребенку максимальную пользу, и в то же время не повредила, придерживайтесь ниже приведенных простых правил.

  1. Прием пищи перед баней должен быть не меньше, чем за 1 час до процедуры. В противном случае у малыша может начаться тошнота. За один час пища успеет пройти первичное усвоение, и не помешает банному мероприятию.
  2. Допускается, и даже желательно выпить немного чистой воды, чтобы подготовить малыша к активной потере влаги из-за потоотделения.
  3. Температура в парилке не должна превышать 60 градусов, пока у ребенка не выработается стойкость к высокой температуре.
  4. В первые месяцы жизни детей можно находится в бане не больше минуты. Потом следует постепенно увеличивать время нахождения в парилке по мере взросления ребенка.
  5. Не стоит сразу приучать детей к веникам и ароматическим добавкам. Откажитесь от всего этого, пока ребенок находится в бане. При достижении 3 лет допускается понемногу знакомить малыша с этими атрибутами парной.
  6. После прогревания сразу нужно вымыть ребенка с мылом и тепло одеть. Ни в коем случае нельзя выносить детей из бани голыми на холодный воздух, пока защитные силы детского организма не будут готовы к резким перепадам температуры. Закаливание — это долгая и кропотливая процедура, с которой не стоит торопиться.

Выполнение этих несложных правил позволит приучить вашего малыша к бане с первых лет жизни.

Взрослые обязаны на протяжении всего времени пребывания в бане внимательно наблюдать за поведением ребенка и еще внимательнее прислушиваться к его просьбам. Если малыш начал капризничать, плакать, проситься домой – ни в коем случае не заставляйте его силком оставаться в жарком помещении бани.

Чтобы польза бани для детей не перешла во вред, температура нагрева парной должна быть меньшей, чем обычно. Оптимальный вариант – 55-60ºС, не больше. Непосредственное нахождение ребенка в парной не должно превышать двух минут.

Поскольку относительная прохлада сохраняется на уровне нижнего полка парной, сажать (укладывать) ребенка нужно именно на него. На верхнюю скамью, где температура воздуха максимально высока, детей лучше не поднимать.

Можно осторожно попарить малыша теплым, но не горячим веником. При этом стопам стоит уделить особое внимание. Для ребенка лучше приобрести веник, изготовленный из липы, так как он считается самым ароматным, нежным и является незаменимым помощником при лечении простудных заболеваний. Успокоить нервную систему поможет дубовый веник, а для детей, страдающих астмой, отлично подойдет веник из березы.

Тревогу родителей должны вызвать бледный цвет лица ребенка, его жалобы на внезапно появившуюся головную боль, головокружение, слабость, тошноту. Если вдруг малыш почувствует себя нехорошо, его необходимо сразу же вывести из жаркого и душного помещения, напоить простой теплой водой и уложить. Заставлять его силой оставаться в парилке не только нельзя, но и строжайше запрещено!

Если в бане имеется бассейн, который, безусловно, привлечет внимание ребенка, отпускать его плескаться в холодной воде сразу же после парилки нельзя. Сначала нужно отвести под теплый душ, чтобы тело успело привыкнуть к более низкой температуре.

Целесообразнее разделить заходы в парную на несколько раз, а в перерывах позволить себе и малышу выпить кваса (травяного чая, морса). Можно обливать малыша прохладной водой, чтобы создать эффект закаливания. При выходе из парной нужно избегать резких перепадов температуры, иначе появится риск простудить малыша.

Польза бани для детей будет полной в том случае, если соблюдать одно из основных правил – больше пить, меньше есть. Это значит, во время посещения бани, а также в течение 2 часов после нее не следует заставлять ребенка плотно кушать, а вот количество потребляемой жидкости необходимо увеличить.

Самое главное правило – при посещении бани ребенок все время должен находится на глазах у взрослых! Баня – довольно опасное для малыша место, поскольку и горячая вода, и пар, и раскаленные камни, и глубокий бассейн являются источником повышенной опасности.

Для посещения бани с детьми ребенок должен быть полностью здоров. Если мама выполняла банные процедуры в период беременности, знакомство с сауной можно начать и чуть раньше. В другом случае лучше дождаться трех-четырех лет.

В процессе посещения тщательно следите за самочувствием ребенка. Если он капризничает, дрожит, побледнел или жалуется на плохое самочувствие, сразу же выведите кроху из парилки. Нормой будет считаться, если он будет слегка потеть, а кожа при этом порозовеет, но не покраснеет! Кроха не должен быть слишком красным и не должен перегреваться.

При перегреве сразу же выведите ребенка из парилки в прохладное помещение, дайте малышу прохладное (не холодное!) питье. Чем больше выпьет ребенок, тем лучше. При сильном перегреве ополосните кроху водой с температурой ниже температуры тела на два градуса либо заверните в полотенце, смоченное в прохладной воде.

Противопоказаниями к посещению парной для детей являются следующие заболевания и состояния:

  • повышенная температура;
  • предрасположенность к судорожным припадкам, например, при заболевании эпилепсией;
  • врожденный порок сердца;
  • онкологические заболевания;
  • обострение воспалительных заболеваний (даже при отсутствии высокой температуры), таких как гайморит, гнойный отит, фурункулез, гнойничковая сыпь, аллергическая сыпь;
  • любые инфекционные заболевания.

1. Температура в парном отделении для детей младше 7 лет должна быть не выше 70—80 °С.

2. В парилке детям можно сидеть только на нижних лавочках, поскольку внизу температура ниже, чем во всем парном отделении.

С грудным ребенком мама должна также находиться вместе, внизу. Детей 3—4 лет можно усадить туда одних, под присмотром родителей, находящихся на верхних полках.

3. Детей любого возраста не следует оставлять в бане без присмотра родителей. Это необходимо и для соблюдения техники безопасности, и для того чтобы контролировать самочувствие ребенка. Это касается не только парного отделения, но и всех других помещений бани.

4. После выхода ребенка из парного отделения, ему не следует резко охлаждаться — принимать холодный душ, нырять в бассейн с холодной водой. Сначала тело должно немного охладиться естественным путем или ополаскиванием теплой водой, только после этого можно приступать к водным процедурам в прохладной воде или к закаливающим процедурам, если они практикуются в семье.

5. При посещении бани у ребенка обязательно должна быть специальная банная обувь, чтобы не поскользнуться на скользком полу. Необходимо также иметь банную шапочку для парилки. Ее надевают на сухую голову.

6. Если у ребенка в бане, особенно в парном отделении, наблюдаются проявления плохого самочувствия, или если он сам жалуется на недомогание — ни в коем случае нельзя уговаривать его потерпеть и довести процедуру до конца. Необходимо немедленно вывести его в более прохладное и хорошо проветриваемое помещение, а при необходимости вызвать врача.

7. При посещении бани с детьми желательно выбрать определенный банный день, к которому малыши уже настраивались бы на банные процедуры.

Оптимальная регулярность посещения бани с детьми — один раз в неделю.

8. Перед заходом в парилку не следует мыть ребенка. А вот после последнего захода, ребенка полностью моют под душем с шампунем и мылом.

9. Не следует водить ребенка в баню натощак или же, напротив, после очень обильного приема пищи. После банных процедур также не следует сразу кормить ребенка. В крайнем случае допустим лишь легкий перекус (фрукты, йогурт), а полноценный обед или ужин должен состояться не ранее чем через 1,5—2 ч после банных процедур.

10. В перерывах между заходами в парилку можно предложить ребенку банные напитки — морсы, соки, травяные чаи или некрепкий зеленый чай.

11. Очень важно учитывать гигиеническое состояние бани, в которую вы ведете ребенка. Не стоит посещать общественные бани, через которые проходит большое количество народа. Лучше пусть это будет частный семейный комплекс. Ну а в идеале это, конечно, собственная баня. В ней вы всегда сможете быть уверены в чистоте и безопасности.

Как мыть ребенка в бане

Как мыть ребенка в бане, если он уже вышел из младенческого возраста, а вы только еще надумали приобщить его к парной? Это важный момент, который следует рассмотреть отдельно. Допустим, молодая семья сама только еще начинает постигать оздоровительные банные «таинства», либо родители не знали, что ребенка можно брать с собой уже с грудного возраста, либо в более раннем возрасте у малыша имелись какие-то противопоказания, которые к настоящему времени успешно устранены.

Как бы то ни было, при приучении к бане в более позднем возрасте можно столкнуться с некоторыми трудностями. Трудности носят преимущественно психологический характер. Некоторые детки просто наотрез отказываются ходить в баню, им не нравятся эти процедуры, возможно, чем-то пугают их. Это может быть связано и с непривычной обстановкой, и с непривычными ощущениями, которые могут поначалу показаться малышу неприятными. А иногда протест может вызывать сама по себе настойчивость и категоричность родителей.

Малыша, который пугается и капризничает, нужно подготовить, прежде всего, психологически. Поход в сауну нужно обставить как развлечение, как новую игру, но ни в коем случае не как серьезную важную процедуру, которая сродни посещению врача. О пользе бани можно будет рассказать ребенку постарше.

А для малыша это должно быть веселым приключением, приятным времяпрепровождением с самыми близкими людьми.

Помочь в этом могут разные банные атрибуты. Купите малышу специальные банные игрушки (мыльные пузыри, резиновых зверушек, надувной круг, с которым он сможет плавать в бассейне и т. п.), подарите ему красивую банную шапочку, полотенца с забавными рисунками, все что угодно, что вызовет у него интерес.

Не многие дети воспринимают первые походы в баню, что называется, «в штыки». Очень часто малыши после 3 лет любят подражать своим родителям, копировать их во всем, вести себя «как большие». В этом случае никаких проблем не возникнет, и никаких специальных мер по «завлечению» ребенка в баню не потребуется.

Еще одно отличие, о котором не следует забывать — если младенца приносят в баню на руках и все свое время в ней он не сходит с маминых рук, то ребенок постарше ведет себя, разумеется, уже по-другому. Начиная с трехлетнего возраста, у детей просыпается жажда самостоятельности и проявления собственной воли.

Мамины руки по-прежнему остаются для него защитой и символом безопасности, но нужно давать ему и возможность самому проявлять инициативу. Поэтому не следует заносить его в парилку на руках. Это может быть воспринято ребенком как некоторое ущемление его воли. Лучше открыть дверь в парное отделение и позвать малыша с собой, позволить ему самому туда войти.

Задача же родителей ограничивать эту самостоятельность только в случае необходимости. Не давать ему трогать краны и емкости, следить, чтобы он не бегал, во избежание случайного падения и травмы и т. п. Ну и, конечно же, необходимо очень внимательно следить и за самочувствием ребенка. Если он жалуется на головную боль или слабость, если резко бледнеет или краснеет, если наблюдаются какие-либо другие проявления дискомфорта и ухудшения самочувствия — нужно прервать процедуры.

Каким детям баня особенно полезна?

Баня благотворно влияет на организм, поэтому посещать парную можно всем детям, если это прямо не противопоказано им по состоянию здоровья.

Далее нужно сказать несколько слов о том, полезна ли баня для маленьких детей, и о существующих противопоказаниях. Регулярное посещение бани очень полезно для детей, подверженных частым простудным заболеваниям. Банные процедуры повысят иммунитет ребенка, помогут ему противостоять переохлаждению в зимние морозы, а также повысят его устойчивость к ОРВИ.

Очень полезна баня для гиперактивных детей, с повышенным нервным и мышечным тонусом. Банные процедуры расслабляют мышцы, успокаивают нервы. Бодрость, доставляемая сменой температур, постепенно сменяется ощущением расслабленности и приятной усталости. После посещения бани даже самый активный и непоседливый малыш будет спать крепким и сладким сном.

Первый раз в бане с ребенком: что нужно знать?

К посещению бани в первый раз ребенка нужно подготовить, немного рассказав ему о ходе и пользе процедуры.

Примерно за час до выхода из дома малыш должен покушать, а уже перед заходом в парилку непосредственно в бане его следует поить теплыми напитками с потогонными свойствами, например, настоем липы или чаем с малиной. Так же ребенка обмывают под душем теплой водой с мылом, чтобы кожа лучше «дышала», и надевают на голову шапочку для предотвращения перегрева.

Сам заход в парную будет однократным и продлится около 5 минут или чуть дольше в зависимости от самочувствия ребенка: он либо спокоен, либо станет вялым и начнет капризничать. После банной процедуры пользоваться бассейном с холодной водой детям нельзя, поэтому их обливают теплой водой из душа и оборачивают простыней или полотенцем.

При регулярных посещениях парной продолжительность пребывания малыша внутри постепенно можно увеличивать до 10 минут за один заход. Как часто можно ходить в баню? Если ребенок доволен процедурой, то она может быть и еженедельной.

Для начала париться с детьми лучше в русской бане: при влажности около 90 % и средней температуре 50 градусов организм будет терять меньше влаги.

Главное в бане – это пар, образующийся путем наката воды на горячие камни. Он может быть не только ароматным, но и полезным, если использовать специальные настои и отвары трав. У каждого из них особые свойства. Хвоя, ромашка, шалфей и эвкалипт имеют противомикробное действие. Мята, душица, мелисса успокаивают и расслабляют. Чабрец, береза и липа способствуют отхаркиванию мокроты. Заранее приготовленный настой можно взять с собой, а затем лить его на камни.

При первых посещениях лучше, если маленький ребенок будет находиться на руках у мамы. Так он будет чувствовать себя безопасно и спокойно. После выхода из парилки ополосните кроху слегка теплой водой. Даже теплая вода даст эффект закаливания, при этом малыш не переохладится и не простудится. Кроме того, она обеспечит гигиеничность, смоет грязь и пот.

Использование парилки и бани основывается на контрастном цикле. Сначала нагревание, затем охлаждение и после этого отдых. После парилки и ополаскивания можно некоторое время провести в бассейне с теплой водой, а затем отдохнуть. Для этого укутайте малыша, попейте чай. Если ребенок чувствует себя хорошо, можно повторить цикл. Помните, что при первом походе достаточно одного захода, в следующем уже можно сделать два. Постепенно увеличивайте число до пяти.

За счет высокой температуры сосуды расширяются, а при охлаждении – сужаются. Таким образом, организм тренируется, повышается иммунитет. Но помните, что время отдыха должно превышать период нагревания и охлаждения в два раза. Время пребывания в парной и число заходов определяют в зависимости от самочувствия и состояния ребенка.

Баня – профилактика детских заболеваний

Доказано, что польза бани для детей заключается в том, что банные процедуры являются отличным средством не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний. Но несмотря на всю пользу бани для детей, существуют противопоказания по здоровью, при которых выполнение ряда банных процедур или вообще посещение ее детьми не представляется возможным. К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • Патологии ЦНС, эпилепсия.
  • Врожденные пороки сердца.
  • Любые острые кожные заболевания (экземы, псориаз, гнойные заболевания, появившиеся вследствие присутствия в организме паразитов, «свежие» высыпания на коже).
  • Острые инфекционные заболевания.
  • Эндокринные нарушения.
  • Хронические болезни печени, почек или желудка.

Если серьезных заболеваний у ребенка нет, ходить в баню ему не только можно, но и нужно, поскольку банные процедуры приносят огромную пользу! К примеру, баня помогает излечивать ревматизмы, разные дерматологические заболевания, хорошо влияет на сосуды, работу сердца, нервной системы, органов дыхания.

Сочетание банных процедур и ароматерапии становится отличной профилактикой и лечением простудных заболеваний, избавляет от испугов и стрессов, служит надежным средством для поднятия настроения. Хорошо организованный семейный досуг подарит ребенку веселое настроение, зарядит его энергией, повысит его стрессоустойчивость, избавит от различного рода психозов и депрессий.

Практика показывает, что при регулярном посещении бани, сон ребенка становится крепким и здоровым, банные процедуры положительно сказываются как на физическом, так и на психическом здоровье. Выработанный благодаря процедурам закаливания иммунитет легко противостоит эпидемиям простуды и гриппа. Доказано, что болеют дети, часто посещающие баню, гораздо реже своих сверстников.

Совместное посещение бани, несомненно, способно сблизить всех членов семьи, позволить им обрести гармонию в отношениях и просто отдохнуть от бешеного ритма современной жизни.

Если вы не знаете, что делать, если у ребенка истерика, прежде всего, нужно как можно скорее прекратить конфликт. Это единственно правильное действие родителей.

Конечно, в этой ситуации следует реагировать правильно: ни идти на поводу у ребенка, выполняя его требования, ни уговаривать его. Ведь именно уговоры и ласковые слова — свидетельства любви близких — заставляют его настаивать на своем и чувствовать свою правоту и силу.

Если ребенок впал в истерику, его нужно изъять из создавшейся ситуации: увести из комнаты, где находится няня, вынести на руках от гостей, куда вы пришли, и оставить на некоторое время в тишине и спокойствии. Не говорите, что он хороший: при том, что случилось, он этого не заслуживает. Ребенка, который устраивает истерики, не называйте ласковыми словами. Четырехлетний малыш уже точно знает, что то, что он сделал, — плохо. Недаром он будет помнить это всю жизнь.

Оставшись наедине с ребенком, ничего не говорите о только что произошедшем. Пока малыш не перейдет в другое состояние, лучше не касайтесь этой темы.

Первое, что нужно делать, если ребенок закатил истерику, это отвлечь его, чтобы переключить внимание. Вы можете нейтральным и безоценочным тоном спросить: «Что же там происходит на улице? Надо же, соседская кошка крадется за воробьем. Неужели она его схватит? Надо же, Петя вышел гулять. Что же у него в руке? Не могу разобрать. А, я знаю! Нет, это что-то другое».

Если у ребенка истерика, вы просто смотрите в окно и говорите все, что приходит в голову. Задача состоит в том, чтобы малыш успел сказать, как можно меньше плохих вещей и прекратил скандалить. Все плохое, что сказано взрослым или малышом, человеку необходимо потом как-то оправдать, иначе он не сможет с этим жить.

Вы убрали раздражающий объект и пытаетесь отвлечь ребенка внешними событиями, не демонстрируя собственного отношения к ситуации. Вы не осуждаете его (иначе он заплачет с еще большей силой, потому что захочет вернуть вашу любовь), не сочувствуете его слезам и не утешаете его (тогда он пожалеет себя и будет вновь рыдать). Вы просто увлечены чем-то крайне важным и интересным.

Вы можете продолжать рассказывать: например, все ту же сказку про кошку, которая охотилась за воробьем. Возможно, у нее есть котята; опишите, сколько их и как они выглядят. Пофантазируйте, что делает мальчик Петя, куда поехал грузовик, почему так сильно качается дерево и т. д. Расскажите, почему дует ветер, почему светит солнце и как оно, если устало, отправляется спать.

Когда вы почувствуете, что ребенок успокоился, то можете спросить его, чего он хочет: поесть, лечь спать, пойти домой или продолжить игру с детьми. Эмоции могут быть столь сильными, что он предпочтет лечь рядом с вами. Если вы находитесь дома, то можете уложить его привычным способом. Если вы в другом месте, то стоит одеть ребенка и отправиться домой, чтобы там отдохнуть.

Только когда ребенок проснется, вы можете спокойным тоном объяснить, что произошло и почему так вести себя нельзя. Нужно рассказать ему, что вы чувствовали в тот момент, а затем обсудить с ребенком, как он намерен восстанавливать отношения с теми, кого обидел.

А как реагировать на истерику ребенка, если это произошло в гостях? В этом случае стоит пропустить один из следующих подобных походов, объяснив предварительно, что ходить в гости можно только при условии соблюдения правил поведения в обществе. Ребенок должен ощутить, что его действия имеют последствия.

Если ребенок устраивает постоянные истерики, следует соблюдать правила наказания: вы не можете наказывать за то, что ранее не оговаривалось. Если эпизод истерики случился в первый раз, не нужно наказывать ребенка, поскольку изначально не были оговорены штрафные санкции. Но сказать, что вы чувствовали и что чувствовала няня, следует обязательно. У вас нет задачи мучить малыша, но есть обязанность научить его поведению в обществе.

Стоит обговорить, каким образом можно спасти ситуацию: извиниться, подойти и обнять, сделать подарок. Далее родитель вместе с ребенком решают эту проблему, принимая во внимание ситуацию и то, что хотел бы получить сам обиженный (например, бабушка или дедушка).

Часто ребенок закатывает потому, что при помощи плача ребенок пытается заставить взрослых сделать что-то по-своему, а иногда он просто хочет оказаться в центре внимания.

Уже с самого начала самостоятельного передвижения ребенка по комнате следует объяснить ему, что вокруг существует объективный мир, устроенный по определенным правилам, не зависящим от его желания. Чтобы научиться безопасно жить в этом мире, необходимо их соблюдать. Именно поэтому, когда ребенок стукается о предмет в комнате, нельзя ругать предмет. Следует просто обратить внимание малыша на то, что нужно быть более осторожным, и показать, как можно обходить препятствие.

То, что сочувствие может сыграть злую шутку и с родителями, и с детьми, — очень важный момент.

Ребенок закатывает истерику по любому поводу, сам возбуждает себя, а потом не знает, как прекратить происходящее, не потеряв лицо. Важнейшими действиями родителей будут изоляция малыша от зрителей (которые только возбуждают в нем желание продолжать спектакль) и спокойный разговор, в котором не должно быть сочувствия или укора, пока ребенок не успокоится: лишь нейтральный голос и отвлечение внимания любым способом (ранее было описано, как это можно сделать).

Если вы не знаете, что делать, если у ребенка постоянные истерики, пытайтесь всегда сохранять спокойствие, только так можно взять ситуацию под свой контроль. Все истерики рассчитаны на слабонервных родителей. Мы не говорим, что родители должны быть непроницаемы, но им надо уметь себя сдерживать. Если этого не умеют они, как научится владеть собой ребенок, у которого нет положительного примера?

Задача родителя в том, чтобы помнить всегда, что виноватый взрослый — лучший объект для манипуляции ребенка.

Ниже предложено несколько советов по поводу того, что делать родителям, если ребенок устраивает истерики.

  1. По возможности оградите ребенка от нежелательных зрителей, сочувствующих ему и своими высказываниями подогревающих истерику и влияющих на ваше состояние. Вообще исключите зрителей из ситуации, иначе вы будете работать на них и на истерику вашего ребенка.
  2. Сердобольным старушкам в трамвае можно вежливо сказать, что вы сами попытаетесь справиться с проблемой. Действуйте в соответствии с собственными решениями, а не под воздействием их критических взглядов и замечаний.
  3. Несколько раз глубоко вдохните, чтобы успокоиться, унять гнев и раздражение.
  4. Покажите всем своим видом, что вы верите, что ваш ребенок сможет справиться с ситуацией. Вы доверяете ему как человеку, который в состоянии управлять своими эмоциями: «Я уверена, что ты сейчас можешь успокоиться. Ты ведь большой». В ваших словах нет ни сочувствия, ни осуждения.
  5. Если вы находитесь в магазине, и ваш ребенок не может успокоиться, то возьмите его за руку, оставьте все покупки и выйдите на свежий воздух.
  6. Если ребенок впал в истерику, унесите его в соседнюю комнату и начните отвлекающий маневр, обращая внимание на что-то постороннее. Проявите максимальный интерес. Ребенок может отвлечься на то, чем заняты вы, но потом снова зарыдать. Будьте спокойны и целенаправленно переводите его внимание на внешние необычные события. Придумывайте на ходу. Именно так поступают опытные воспитатели детского сада, которым оставляют орущего ребенка, уже полюбившего себя в этом состоянии бесконечного отчаяния. Они нейтральным тоном предлагают малышу новые для него занятия, а не сочувствуют, как часто неверно делают в этой ситуации близкие. Сочувствие ребенку, если он остался без родителей, как в последнем примере, возможно потом. Но в словах взрослых непременно должна звучать надежда на то, что ребенок сможет справиться со своими чувствами, а также полная уверенность, что он в силах все преодолеть и перейти к рациональным действиям.

Баня для беременных и кормящих женщин

Баня полезна при беременности и грудном вскармливании. Доказано, что роды у женщин, регулярно выполняющих банные процедуры, проходят легче и менее болезненно. Регулярное посещение парной повышает эластичность связочного аппарата, снижает напряжение мышц, благотворно влияет на состояние нервных клеток.

Кроме того, ребенок после рождения легче переносит банные процедуры, если в период беременности мама посещала баню. После родов баня поможет восстановить утраченные силы, снять стресс и напряжение, избавиться от послеродовой депрессии и повысить настроение, установить и повысить лактацию.

Перед первым посещением бани во время беременности и после родов обязательно проконсультируйтесь с врачом. Кроме того, важно соблюдать меры предосторожности и правила пребывания в данном месте. Подробнее о совмещении грудного вскармливания и банных процедур смотрите по ссылке http://vskormi.ru/mama/banya-pri-grudnom-vskarmlivanii/.

Задачи воспитания личности

Неоспоримый факт: человечество живет в эпоху перемен, и кто-то скажет, что это более важные изменения, чем все известные прежде.

Как утверждает Элвин Тоффлер, мы можем наблюдать «рождение новой цивилизации». Но если мы изучим последствия этого рождения, то чувства многих родителей можно выразить лишь одним словом — это замешательство.

Скорость изменений во всех сферах жизни за прошлые десятилетия побила все рекорды. Это современные реалии, и задачи воспитания детей в семье изменяются в соответствии с этой данностью.

То, что было новым вчера, сегодня уже считается устаревшим. Научные открытия и достижения в биологии, генетике, цифровых технологиях или робототехнике превосходят все возможные ожидания.

Изменилась система координат, а вместе с ней изменились проблемы и задачи воспитания: семья, школа и окружающий мир подверглись процессу эволюции. Родители, которые зачастую вынуждены работать вдали от дома, отдают своих детей в детские сады, рассматривая этот шаг как меньшее зло. Дом остается пустым, а внешняя среда врывается в интимную сферу семьи настолько, что замещает ее.

Одна из проблем семейного воспитания заключается в том, что многие дети проводят больше времени перед телевизором, чем с родителями. Школы вместо того, чтобы оказывать услуги семье, навязывают собственную программу обучения, которая не всегда согласуется с убеждениями и пожеланиями родителей и часто противоречит исповедуемым ими ценностям.

Это происходит не только потому, что изменились внешние обстоятельства. Образовательные дисциплины, вступив в головокружительную гонку, вошли в новую фазу, делая большие шаги вперед, к новым открытиям. Это естественно: как только обнаруживается новая болезнь, она распространяется, и запускается механизм действия/ реакции с противоядиями, созданными, чтобы бороться с ней.

Для разработки новых задач семейного воспитания и были учреждены центры изучения современных методологий: восемь — на факультетах университетов США, два — в Японии и по одному — в Швеции, Бельгии, Франции и Болгарии.

Идеи образовательных систем Древней Греции и Древнего Востока, применявшиеся тысячелетиями, открываются заново, пересматриваются в ином свете, изучаются и получают дальнейшее развитие. Сегодня древнейшие и самые современные науки объединились, чтобы улучшить мир, который нас окружает. С опорой на учения об основных инстинктах и сензитивных периодах жизни человека были разработаны передовые инструменты и инновационные методологии.

Они обеспечивают новые ресурсы, открывают иные перспективы и дают надежду родителям, которые не имеют возможности посвятить воспитанию слишком много времени.

В дополнение к этому реализация главных задач современного воспитания, решение проблем межличностных отношений и коммуникаций, подходы к командной работе, формированию ответственности, использованию времени, контролю качества, профессиональной этике, установлению дружеских отношений, системе мотивации и т. п.

Реализуя задачи и решая проблемы, не забывайте, что семейное воспитание — это наука и искусство. Искусство, потому что не существует непреложных правил, каждый случай отличается от других и обстоятельства жизни каждого человека уникальны. И в то же время это наука, которая предполагает техники, процедуры и навыки, нуждающиеся в изучении и требующие временных затрат.

Мы не можем согласиться с тем фактом, что один из четверых детей не соответствует образцам, которым следует свободный и ответственный человек. Логично предположить, что из четверых детей все четверо вырастают благополучными, и обратное может быть только исключением, которое подтверждает правило о том, что мы должны быть независимыми.

Если для того, чтобы быть хорошим бизнесменом, необходимо иметь «менталитет бизнесмена», то, чтобы воспитать человека, нужно иметь «ум педагога». Современное общество часто пренебрегает воспитанием воли (в том числе привитием детям навыков этичного и нравственного поведения, понимания того, что значит быть свободным и ответственным). И еще, как родители мы несем ответственность за передачу ценностей из поколения в поколение в их подлинном смысле и истинном измерении.

Мы переживаем кризис ценностей, который влечет отказ от законов природы, что в результате приводит нас к самоуничтожению. Действия, которые по своей сути не являются полезными, сейчас расцениваются как «позволительные», поэтому мы должны вернуться к осознанию важности воспитания и образования в прямом смысле слова.

Мы должны быть способны направить общество на истинный путь. Необходимо предпринять все меры, реализующие главные задачи семейного воспитания, поскольку именно семья является естественным институтом общества. Семья, школа и окружающий нас мир эволюционируют, но есть нематериальные ценности, которые должны быть сохранены, если мы говорим о настоящем и полноценном воспитании.

Экзистенциальный вакуум (отсутствие ценностей), который так распространен среди молодежи, должен быть заполнен, и это можно сделать, дав людям достойную основу для их существования. Как родители мы должны сыграть в этом решающую роль.

Несмотря на все проблемы, с которыми можно столкнуться при воспитании детей в семье, необходимо быть оптимистами. Воспитательный процесс сегодня происходит по-иному, и современная окружающая среда часто не способствует решению воспитательных задач. Но также верно, что доступные нам новые знания и информация могут преобразовать трудное в возможное, а желательное в достижимое.

Понятие «проблемы и задачи воспитания» может иметь различные значения в зависимости от контекста. Но в любом случае речь идет о формировании личности.

Относительно развития индивида различают три уровня: тело (материя), интеллект и воля (душа). Каждый из них развивается посредством различных, хотя и связанных, процессов, чтобы сформировать единое целое — человека.

Реализуя главные задачи семейного воспитания, учитывайте, что в развитии личности участвуют и наследственность, и окружающая среда; последняя — посредством физического развития и обучения, которые соответствуют трем упомянутым выше уровням: телу, интеллекту и воле.

Можно быть способным учеником, но при этом плохо образованным или невоспитанным человеком. Аналогично мы можем встретить людей не очень умных, но, тем не менее, получивших превосходное образование или воспитание. Обучить человека означает научить его в полной мере использовать свою свободу и нести ответственность за собственное поведение.

  • Естественное стремление материальной части человека — тела — сводится к удовлетворению потребностей.
  • Естественное стремление интеллекта заключается в поиске истины.
  • Естественное стремление воли — поступать хорошо.

Решая актуальные проблемы воспитания детей в семье, вы хотите чтобы они росли честными и аккуратными, были прилежными учениками и в то же время умели играть; другими словами, мы хотим, чтобы они выросли в ответственных и свободных взрослых. Все эти действия непосредственно касаются личности и продиктованы определенной желаемой целью или следуют за естественным стремлением.

Личность (или индивид) рассматривается философами как наиболее совершенное явление в природе не только потому, что все представители человеческого рода имеют общие черты, но и потому, что каждый человек уникален и имеет некоторые свойства, характерные только для него. Классическое представление о человеке — «индивидуализированная субстанция разумной природы» (Боэций, VI век), в которой присутствуют свобода и контроль души над материей.

Сегодня относительно легко найти хорошего тренера по дзюдо или теннису, учителя математики или языков, но не так просто найти хорошего учителя отзывчивости, ответственности, честности и многих других ценностей.

Привитие ценностей является в основном обязанностью родителей, одной из задач воспитания в современных условиях, но вы должны иметь в виду, что годы обучения требуются не только для того, чтобы стать преподавателем физики или программирования, воспитание детей тоже требует определенной подготовки.

Проблемы семейного воспитания детей требуют самого тщательного изучения. Верно, что, как и искусство, воспитание находится внутри нас и оно проявится, когда возникнет необходимость. Но этого недостаточно. Делая что-то, не имея достаточных знаний, мы действуем неуклюже, а наши дети заслуживают чего-то лучшего.

Реализуя личностные задачи воспитания детей в семье, можно выделить два главных фактора:

  • наследственность: генетическое строение;
  • обучение через влияние внешнего окружения.

Установить взаимосвязь между этими факторами — нелегкая задача. Еще сравнительно недавно было принято придавать большее значение генетической наследственности, чем другим факторам, но данные последних исследований, проведенных в специализированных центрах США, Японии и Европы, ясно демонстрируют огромное влияние обучения на процесс развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про бани
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector