Турецкая баня, турецкий хамам, что это такое, турецкая баня на приусадебном участке

История

Бани такого типа появились в Турции в начале седьмого века и предполагали особую культуру омовения, перенятую у арабов. Последние же позаимствовали технологию и архитектуру римских термов. Когда ислам пришел к восточным странам, популярны стали хамамы. Распространены в Турции, арабских странах, Азербайджане, Афганистане, Иране, Средней Азии. Традиционно считается, что хамам – это общественное заведение для омовения. Название пошло от слова «хам», что в переводе означает «жарко».

Внутреннее оформление было роскошным, ведь омовение объявлялось обязательным действием еще пророком Мухаммедом, который говорил, что «Чистота – половина веры». Считалось, что в турецком хамаме можно получить истинное наслаждение. Под них часто переоборудовали римские термы и, оставшиеся от других религий храмы.

Устройство помещений

Классика старинного хамама – большое здание со множеством основных и подсобных комнат. Обогревалось все огромным котлом с водой, который располагался под полом. В стенах парных помещений на высоте полутора метров размещались отверстия для подачи горячего воздуха. Особенные условия внутри создаются, благодаря близости нагревательного котла и проходящим под полом трубам.

Классический хамам по многолетней традиции строился по форме человеческой руки с комнатами разных размеров. В центре, на месте ладони, располагают парную. Вокруг пять обособленных комнат, которые символизируют пальцы. Предбанник – прообраз кисти руки. Температура тут составляет не выше 35 градусов, предназначается комната для того, чтобы подготовить организм к ритуалу, прогреть.

Из парной в другие комнаты ведут пять коридоров (символизируют пальцы руки). В каждом помещении разная температура, посещать их нужно по очереди. Это способствует созданию безопасной нагрузки на организм, выведению токсинов. Из-за, особенным способом расположенного котла, полы во всех коридорах и комнатах очень теплые, поэтому перемещаться по ним невероятно комфортно. Предназначение помещений:

  1. Джамекян. Раздевалка, где снимают обувь и одежду, надевают нательную повязку.
  2. Пестемаль. Комната, где посетители принимают душ.
  3. Чебек. Помещение для подготовки тела. Тут стоит лежанка из натурального мрамора «чебек-таши». На нее нужно ложиться животом вниз. Есть многоступенчатые скамейки.
  4. Харарет. Главная парная круглой формы. Предназначена для глубокой очистки кожи. Тут делают пилинг, интенсивный мыльный массаж и масляный.
  5. Кейф. Здесь после процедур отдыхают, пьют травяной чай.

После прохождения по всем комнатам, согласно легенде, организм очищается. Потом следует снова посетить парную для сеанса массажа, который должны выполнять восточные мастера. Движения, выполняемые ими, могут показаться очень жесткими, особенно тем, кто находится на процедуре впервые. Но турецкий массаж великолепно расслабляет, избавляет от усталости, бодрит, способствует прояснению разума. После сеанса нужно вымыться жесткой мочалкой, искупаться в трех бассейнах с водой разной температуры.

Возникновение хамама скрыто от нас в глубине веков. Византийская империя (Второй Рим), которая просуществовала до середины II тысячелетия и все это время продолжала следовать многим римским традициям и обычаям, оставалась верна им и в отношении бань. Именно в Византии, в городе Пергаме, который сегодня находится на территории Турции, практиковал знаменитый римский медик Гален — энтузиаст и большой поклонник терм.

Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока. Это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Однако арабы при этом лишь обливались холодной водой, знакомство же с роскошными традициями римских купаний, которое произошло во время завоевания арабами стран Леванта, принесло им первое из чудес бани — горячий пар.

Арабы научились париться, однако не переставали при этом обливаться холодной водой. Дело в том, что погружение в ванну, бассейн или другую емкость с водой казалось арабам противоестественным: согласно их религиозным воззрениям, это «купание в собственной грязи». И лишь с возникновением ислама началось развитие такого самобытного явления, как восточная баня.

Турецкая баня, или «хаммам», своим происхождением обязана римским термам. Название «хаммам» произошло от арабского слова «хам» — «жарко». Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря «Чистота — половина веры» (Муслим, Тахарет, 1).

Нередко под хаммамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы. Основной отличительной чертой этого типа бань является особый температурный режим. Она не такая жаркая, как обычная баня или сауна (температура в диапазоне от 30 до 55 градусов), идеально подходит для людей, которые не любят или не переносят высокие температуры.

Это также обеспечивает турецкой бане популярность среди женщин. Женские бани в Турции всегда строятся рядом с мужскими, имеют один источник снабжения водой и теплом, но разные входы. В случае, когда средств у местной общины или застройщика, выражаясь современным языком, на строительство отдельной бани не хватало, баня строилась одна.

Для турецких женщин посещение бань представляет отдельный ритуал, часть общественной жизни, место, где можно обсудить дела, поделиться новостями, посплетничать. Каждый турок раз в неделю обязан отпустить свою жену в баню. Женщины собирались в хаммам как на праздник: наряжались в красивую одежду, брали с собой сладости. В хаммаме они пили кофе и общались, нередко проводя там весь день с утра до вечера.

Лечебные свойства хамама

Турецкая баня, турецкий хамам, что это такое, турецкая баня на приусадебном участке


Лечебные свойства хамама были известны с древности. Великий арабский врач, ученый и естествоиспытатель, поэт и энциклопедист Авиценна (Ибн Сина) считал баню одним из сильнейших средств оздоровления и лечения.

Труд этого ученого «Канон врачебной науки» содержит множество сведений, которые не устарели по сей день. Ряд рецептов и предписаний применяется современной медициной. Авиценна утверждал: «Если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и не забывать посещать баню, нет никакой нужды в лекарствах».

Он указывал на полезное воздействие хамама на кровообращение, дыхание, на способность избавлять от лишнего веса. Авиценна рекомендовал баню от бессонницы, паралича, нервных расстройств. По его мнению, она незаменима при катарах верхних дыхательных путей, воспалениях голосовых связок. Помогает баня и при желудочно-кишечных заболеваниях: поносе, потере аппетита, несварении.

Сухой пар полезен для лечения ревматизма. Список болезней, при лечении которых Авиценна рекомендует банные процедуры, бесконечен: желтуха и вздутие печени, боли в мочевом пузыре, почечнокаменная болезнь, боли в селезенке… Указывает ученый и на противопоказания для посещения хамама: эпилепсия, закупорка печени, головные боли, шум и звон в ушах. Он предостерегает от питья холодной воды после бани и предупреждает о вредности бани для зрения.

Архитектура хамама

Хамам строится по принципу ладони, то есть в плане помещение представляет собой конструкцию, которая состоит из пяти выходящих из одного центра лучей — ниш (эйванов).

Старейшие хамамы были построены халифами династии Омейадов, которые правили Арабским халифатом с 661 по 750 год и вели образ жизни бедуинов. Поэтому и первые бани появились не в городах, а в дикой пустыне. Кусаир-аман, один из старейших сохранившихся до наших дней хамамов неожиданно открывался взору путника посреди безводной пустыни на берегу Мертвого моря, окруженный цветущим садом. В этом оазисе когда-то находился также замок для прибывающих гостей и сторожевая башня, развалины которых сегодня почти сравнялись с землей.

С распространением ислама хамамы появились на территории Ирака, Средней Азии, Северной Африки (от Египта до Марокко). В период арабского владычества в Испании много восточных бань было построено и там, причем очень часто для этих целей перестраивались башни замков, дворцы, церкви. Количество хамамов по сравнению с численностью и плотностью тогдашнего населения было поистине огромным.

В IX веке в одной только восточной части Багдада насчитывалось 5000 бань. 10000 бань было во всем Багдаде уже в первой половине X века. Позднее количество хамамов стало сокращаться в основном за счет их качественного изменения. Во второй половине столетия, как сообщают, их снова было «всего лишь» 5000.

К этому времени сформировался специфический архитектурный стиль хамама. Многие сооружения роскошно оформлены мозаикой, во внутренних помещениях часто имеются фонтаны, бассейны с водой различной температуры. Мусульманский запрет на изображение живых существ способствовал появлению потрясающих по своей призрачной и загадочной красоте восточных орнаментов, которые в изобилии украшали вход и внутренние помещения хамамов.

Во многих регионах по примеру римлян арабы сооружали хамамы на горячих источниках. Они назывались каплика, или илика. В их горячих залах не было каменного постамента для массажа. Помещение обогревалось водой из источников. Старейшие на Востоке каплика и илика находятся в городе Бурса.

Сегодня

Буквально в каждой деревне Турции можно найти хаммам. В столице Турции — Анкаре их около ста. Самый известный хаммам — Джагалоглу Хамамы, в котором, по утверждению хозяев, мылись английский король Эдуард, кайзер Вильгельм, Ференц Лист. В городе Бурса располагаются так называемые Старые Бани («Эски каплыджа»), которые были построены ещё при императоре Юстиниане и считаются самыми красивыми банями в Турции. В Стамбуле сохранилось 5 исторических хаммамов, один из которых был построен Мимаром Синаном[2].

По мнению многих медиков, хаммам оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Впервые в Европе турецкие бани появились в Германии, Англии (большая заслуга в деле распространения турецких бань в Англии принадлежит Ричарду Бартеру) и Америке в XIX веке. В те времена писали, что турецкие бани являются средством от многих недугов. Многие специалисты утверждали, что турецкие бани помогают при лечении таких заболеваний, как простуда, астма, бронхит, жар и холера.

Сегодня часто хаммам предлагается в комплексе с сопутствующими спа-процедурами: массажем, пилингом; кроме собственно турецкой бани, в том же комплексе могут быть бассейн и сауна.

Хамам как центр общественной жизни


Хамам — неотъемлемый элемент восточного городского пейзажа — строился, как правило, недалеко от мечети, но несколько в стороне, в скрытом от прямого обзора месте. В исламском городе он был в каждом квартале и ежедневно принимал своих постоянных посетителей.

Как и римские бани, хамам стал центром общественной жизни. «Город хорош тогда, когда в нем есть баня», — говорил ранний арабский историк Абу Сир. Входная плата в хамам всегда была исключительно низка, и даже самый бедный человек мог позволить себе это удовольствие. В средние века даже существовал обычай не устанавливать определенной таксы — каждый платил сообразно своему положению.

Турецкая баня не просто место, где можно омыть тело и поправить здоровье. Хамам чудесным образом вплелся в каждодневную жизнь. Здесь все равны: богатые и бедные, молодые и старые, красивые и непривлекательные — все на какое-то время становятся свободными от мира, который остается за стенами хамама. В старой Турции женщины, как и мужчины, могли посещать баню без ограничений — это было одно из немногих общепризнанных женских прав.

Противопоказания к посещению

Не всем людям разрешено париться в турецкой бане, иногда состояние здоровья запрещает это. Противопоказаниями к посещению являются:

  • бронхиальная астма в тяжелой форме;
  • сердечные заболевания, гипертония;
  • эпилепсия;
  • нарушения функции щитовидной железы;
  • онкозаболевания;
  • варикозное расширение вен;
  • открытые ранки, раздражения, ссадины, царапины на коже;
  • воспалительные процессы в почках.

Хамам при варикозе

Этот диагноз, как и другие заболевания сердечно-сосудистой системы – противопоказание для посещения турецкой бани. Высокая температура негативно воздействует на людей с таким диагнозом. Из-за нее сосуды расширяются и объем циркулирующей крови увеличивается. В несколько раз повышается нагрузка на вены.

Людям с таким диагнозом категорически запрещено посещать хамам. Это может спровоцировать новые приступы и усугубить и без того опасную ситуацию, особенно если заболевание протекает тяжело, с осложнениями. В ряде случаев врачи дают добро на посещение хамама астматикам на начальной стадии. Некоторым пациентам идет на пользу влажный и теплый воздух в помещениях бани, потому что под его воздействием увеличивается объем легких и снижается количество приступов. Посещать парилку в этой ситуации разрешено только на тех условиях, которые порекомендует лечащий врач.

Для турка хамам является местом, где отмечаются знаменательные события жизни. Кое-где в провинции эти традиции живы по сей день. Так, в бане празднуется появление у младенца первого зуба. Или, например, человек, который дает обет в честь исполнения какого-то сокровенного желания, устраивает в хамаме праздник: за свой счет снимает помещение, обеспечивает угощение и музыку.

В этот день баня открыта для всех, кто только захочет войти. Как и у многих народов, на Востоке существует предсвадебный обряд купания невесты — джалим хамами. Невесту, направляющуюся в хамам, под музыку сопровождает целая процессия родственников. Она одета в обрядовый костюм — жилет и шальвары из войлока.

Это подарок семьи жениха, и предназначается он только для этого торжественного дня. Невесту мыли и парили родственницы со стороны жениха. После этого, одетую в шелковую рубаху, ее усаживали на возвышение посреди зала, а молодые женщины — подруги и служанки — зажигали свечи и выстраивались в процессию.

Пока горели свечи, они с песнями, содержащими пожелания счастливой жизни в замужестве, под звук тамбурина ходили вокруг бассейна в хамаме. После этого незамужние бросали в бассейн мелкие деньги, чтобы их замужество наступило скорее и оказалось удачным. Даже в наши дни элементы этих обрядов можно наблюдать в Турции и других странах Востока.

Весьма распространены традиции ритуального посещения хамама и по более будничным поводам. Совместное посещение бани с гостем — неотъемлемый атрибут гостеприимства. Такие события, как обрезание, помолвка, возвращение с военной службы или с войны, не обходятся без посещения хамама. Ходят туда и в знак религиозного очищения: перед тем, как надеть новую одежду, перед дальней дорогой, в честь выздоровления от болезни, после выхода из тюрьмы.

Хамам являлся такой неотъемлемой частью общественной жизни, что даже богатые люди, имевшие свою собственную баню, обязательно посещали и общественную. Считалось, что этим они показывали всему городу, что чисты телом и душой. Бани обычно сооружались на средства города, мечети или государственной казны, но иногда и на пожертвования богатых покровителей.

Постройка хамама считалась богоугодным поступком, достойным уважения окружающих. Арабский писатель Юсуф Абдалхади говорил: «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их». В старину владелец бани направлял часть прибыли, которую она ему приносила, на нужды мечети, медресе, а также вкладывал их в постройку других бань. Если открывался новый хамам, глашатай объявлял эту новость всему городу и три дня хамам был доступен бесплатно.

В Турции порядок и чистота в хамаме поддерживались законом. Представитель власти обязан был следить, чтобы помещения турецкой бани часто мылись, поверхности и каменные полы очищались специальным скребком от остатков мыла и грязи. Служащие не должны были употреблять в пищу чеснок, чтобы не создавать дискомфорт клиентам.

Хамам неспроста называют турецкой баней. Ведь именно в Турции и появился данный вид бани. Произошло это примерно в VII веке, когда турки переняли у арабов особую культуру омовения. Но так как те же арабы в свое время позаимствовали технологию особого омовения у римлян, прообразом турецкой бани считаются римские термы. Так утверждают многие историки.

Стоит отметить, турки очень активно стали популяризировать хамам. Они даже многие храмы инаковерующих переделывали под эти бани. Сначала в них не было ничего примечательного. Потребовались годы на развитие банных традиций. Если в древнеримских термах парная не была местом для массажа, позже она ею стала. Комната, в которой «царил» сухой пар, превратилась в «потельную».

Сегодня любая турецкая баня создана исключительно в восточном стиле. Если вам хочется ощутить прелесть истинно турецкой бани, имеет смысл посетить Стамбул или иной турецкий известный город, где по сей день сохранены хамамы классического исполнения.

Процедура хамама

Процедура хамама состоит из пяти шагов: разогрев тела, энергичный массаж, пилинг — оттирание отмерших частичек кожи с помощью жесткой рукавички, намыливание и обливание водой, релаксация. Пройти эти пять шагов посетителю помогали главные персонажи турецкой бани — телак и цирюльник. Телак — это билетер и швейцар, массажист, вышибала, консультант и бармен одновременно.

Профессия телака в старину была одной из самых уважаемых, поэтому телаки были освобождены от всяческих налогов. Цирюльник в хамаме — это и врач, и аптекарь, и банщик. Он бреет клиентов, подстригает волосы, пускает кровь, а также, как и телак, моет клиентов, делает им массаж, удаляет волосы на теле, скоблит подошвы ног.

Начинается посещение хамама с того, что в раздевалке, где клиент оставляет свою одежду, телак помогает ему завернуться в полотенца: одно обертывается вокруг талии, другое — вокруг плеч и третье — вокруг головы. Дело в том, что в исламской бане обнажение интимных мест считается оскорблением окружающих и греховным поступком.

Поэтому в обязанности телака входило следить за соблюдением этого правила и изгонять каждого, кто его нарушит. Пол в хамаме горячий, и поэтому надевают специальные деревянные башмаки. Посетитель медленно движется в направлении харара. Здесь в клубах горячего пара он сидит некоторое время, пока его мышцы и суставы не разогреются полностью так, как это необходимо для турецкого массажа.

В харара мужчины обычно снимают два верхних полотенца. Телак следит за временем пребывания своих клиентов в харара, а как только кто-нибудь достаточно разогреется, предлагает ему лечь на восьмиугольный выступ для массажа. Камень постамента горячее, чем воздух, и человек начинает потеть еще обильнее.

Все мышцы полностью расслабляются. Это говорит о готовности к турецкому массажу, который состоит из множества различных движений — самых разнообразных и подчас рискованных. Со стороны кажется, что человеческое тело месят, как тесто. В старину массажист натирал руки кожурой граната, чтобы сделать их шершавыми и жесткими.

Во время массажа выполняется множество поворотов в суставах, вытягиваются руки, ноги, позвоночник. Телак иногда бьет клиента кулаком, резко дергает за голову, руки и ноги, становится коленями на его плечи, швыряет его из стороны в сторону, сгибает так, что ноги достают задней поверхности шеи. При любых других обстоятельствах или при неквалифицированном исполнении такие движения вызвали бы разрыв связок, вывихи суставов и переломы костей.

Однако разогретое тело воспринимает такую нагрузку по-другому. Искусство телака заключается в том, чтобы работать с человеческим телом у самой границы боли, но никогда не переходить ее. Поскольку нагрузка чередуется с расслаблением, ощущения клиента колеблются от сдерживаемого крика до стона наслаждения.

Турецкий массаж по силе воздействия на организм эквивалентен серьезной спортивной нагрузке.

После массажа наступает время депиляции. Клиента передают цирюльнику, с которым он уединяется в одной из ниш, скрытых от посторонних глаз. Дело в том, что в восточных странах принято с давних времен, что и мужчины и женщины удаляют волосы на теле — это объективная гигиеническая мера в жарком климате.

Издавна депиляцию производили в хамаме с помощью специальной пасты из растительных компонентов или же путем обычного бритья. Кроме депиляции, как мы уже писали выше, цирюльник может постричь волосы, свести мозоли и огрубевшую кожу с подошв. Все это происходит в горячем помещении, поэтому посетитель не успевает остыть после разогрева. Да и длится вся процедура лишь несколько минут.

Затем телак окатывает клиента теплой водой из таза и надевает на руку жесткую варежку — кесе, которая обычно изготовлялась из верблюжьей шерсти или конского волоса. Он трет ею распаренное тело клиента. Варежка намыливается лишь слегка и поэтому остается крайне жесткой. Отшелушиваются омертвевшие частички кожи.

Тело становится гладким и блестящим. Далее на голову выливается таз воды. После этого происходит процедура намыливания. В старину для этого использовали специальный полотняный пузырь, позже — мягкую мочалку из тонкого волоса или растительных волокон, например пальмовых листьев, люфы (восточное растение), зачерпывается специально разведенная горячая мыльная пена. После предыдущего жесткого растирания прикосновение нежной горячей пены по контрасту вызывает приятные ощущения.

Намыливание производится очень быстро, при этом человека не трут мочалкой и не втирают мыло в кожу. Сразу после этого следует многократное обливание водой. Иногда затем можно погрузиться в бассейн. В турецких банях бассейны неглубоки, с различной температурой воды. Вообще, в классических хамамах бассейн лишь выполняет декоративную функцию и, кроме того, создает необходимую влажность воздуха. Однако в более поздних постройках, испытавших на себе влияние других культурных традиций, часто имеются и бассейны для погружения.

После окончания процедуры телак накидывает на клиента декоративное полотенце и провожает последнего в комнату отдыха — джамекян, или маслак. Здесь можно читать, курить, пить кофе и обсуждать последние новости, поставщиками которых в старину часто выступали служители бани, поскольку через их руки ежедневно проходило огромное количество людей.

Разумеется, многое из перечисленного давно отошло в историю, а другие предметы значительно осовременились. В наши дни в хамамах восточных стран у входов продается все, что может потребоваться. Кроме того, посетителю бани необходимые вещи могут быть предоставлены бесплатно. Однако этой услугой пользуются в основном туристы. Местные жители, как и в старые времена, приносят с собой банный инвентарь, многие вещи из которого представляют собой фамильную ценность.

Поверья, связанные с хамамом

Существуют поверья, связанные с хамамом. Сегодня мало кто верит в них, однако они служат хорошим средством привлечения туристов. Считается, что джинны, живущие в водах источников, любят покой и тишину хамама, поэтому вместе с проточной водой они попадают сюда и потом поднимаются к потолку вместе с клубами пара.

Джинн может пошалить: с громким звуком шлепнуть человека по мокрому телу, дать ему оплеуху, в результате чего пропадет голос, или же подставить ему подножку, да так, что человек упадет и сломает челюсть. Если посетитель увидел джинна, этикет предписывает ему произнести заклинание, которое означает «во имя Аллаха».

Это заставит джинна удалиться. Согласно некоторым верованиям, в хамаме живет дьявол. Чтобы избежать встречи с ним, не следует посещать баню во время и между предпоследней и последней молитвой, потому что в этот час там парится дьявол вместе с приятелями. Чтобы защитить хамам от злых духов, на дверях часто изображали специальный знак. Иногда в качестве «противодьявольского» знака использовался крест.

Упадок и возрождение хамама

С начала XX века для хамамов наступили времена упадка. От них отвернулись богатые спонсоры, которые почувствовали дыхание западной цивилизации. Былая роскошь — мозаики и роспись, ковры и музыка — постепенно уходила из бань. Уже в середине XIX века в городах Турции состоятельные люди заводили в своих домах ванны и души по типу европейских.

А в 20-х годах XX века законы Мустафы Кемаля Ататюрка, которые закрепили европеизацию турецкой общественной жизни, казалось, окончательно похоронили хамамы в этой стране. За последующие 50 лет многие из них разрушились, а те, что продолжали функционировать, находились в жалком состоянии. Они не окупались экономически, поскольку подогрев такого количества воды был разорительным.

Однако хамам оказался слишком ярким и самобытным явлением восточной культуры, чтобы исчезнуть без следа. Постепенно голоса в пользу сохранения наследия национальной культуры становились все слышнее. Хамамы начали возрождаться. Немалую роль в этом сыграло развитие туризма в исламских странах. В странах Средней Азии — бывших союзных республиках — сегодня интенсивно реставрируются старые исторические здания хамамов и строятся новые, при этом стремятся не только сохранить национальный колорит, но и следуют канонам классической архитектуры. И сегодня крышу хамама выполняют в виде высокого купола, поскольку именно такая форма идеальна для концентрации свежего пара.

По материалам сайта www.saunclub.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про бани
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector