Инструкция по армированию ленточного фундамента

Инструменты для вязки арматурных прутьев

Выбор материала является достаточно важным этапом. Для армирования ленточного фундамента своими руками применяют стальные стержни разного сечения или стеклопластиковую арматуру. Но чаще всего используют металл.

Основная горизонтальная арматура имеет сечение прутов от 12 до 24 мм. Стержни, которые будут располагаться вертикально, являющиеся вспомогательными. Поэтому обычно сечение вертикальных прутов от 4 до 12 мм. Такая большая разница обусловлена разбросом в нагрузках на основание и находится в прямой зависимости от вида почвы и веса конструкции.

Вспомогательные вертикальные пруты устанавливают, если высота фундамента превышает 15 см. При этом используют арматуру сечением 6-8 мм класса А1. Каркас собирают из стержней и хомутов, очищая их от ржавчины. Если необходимо, пруты выпрямляют и режут. В качестве соединения прутов используют вязальную проволоку и крючок. Сварочные работы можно выполнять, если на прутах присутствует маркировка «С».

На выбор диаметра оказывает влияние число горизонтальных уровней и схема армирования ленточного фундамента.

Количество арматурных элементов, необходимо высчитывать, исходя из размеров основания. Для фундаментов, ширина которых составляет 40 см достаточно 4 продольных стержня- по два сверху и снизу. Для установки ряда каркаса в ленточном основании размером 6х6 м понадобится, в среднем, 24 м арматуры. Если укладывать по 4 прутка, понадобится 96 м продольных стержней.

Для поперченного и вертикального армирования фундамента, ширина которого составляет 0,3 м и высота 1,9 м на каждое крепление при отступе 5 см от поверхности согласно калькулятору бетона надо (30-5-5)х2 (190-5-5)х2=400 см или 4 м арматурных элементов гладкой формы.

Если шаг монтажа хомутов составляет 0,5 м, количество соединений будет: 24/0,5 1=49 шт. Значит, исходя из расчетов, понадобится   4х49=196 м поперечных и вертикальных стержней.


Диаметр арматуры, мм
Расчетная площадь поперечного стержня, мм2, при числе стержней Теоретическая масса 1м длины арматуры, кг
1 2 3 4 5 6 7 8 9  
6 28,3 57 85 113 141 170 198 226 254 0,222
8 50,3 101 151 201 251 302 352 402 453 0,395
10 78,5 157 236 314 393 471 550 628 707 0,617
12 113,1 226 339 452 565 679 792 905 1018 0,888
14 153,9 308 462 616 769 923 1077 1231 1385 1,208

Минимальная площадь армирования фундамента регламентируется нормативными документами, и от этого зависит прочность фундамента

На углы приходится большая нагрузка. Поэтому при армировании необходимо позаботиться об их укреплении.

При этом надо учитывать следующие правила:

  • прут необходимо изогнуть так, чтобы одна его сторона заглублялась в одну стену фундамента, а вторая — в другую стену;
  • если прут недостаточной длины, чтобы сделать загиб, то для крепления прутов на углу можно воспользоваться Г-образными профилями.

Чаще всего для этого используется арматура класса А3.

Перед покупкой надо вычислить необходимое количество материала:

  1. Вычислите длину всех стен. Для примера возьмём фундамент длиной в 12 м, шириной — 6 м и перегородкой — 6 м. Периметр будет равен (12 6)х2 6=42 м.
  2. Так как используется в основном 4-х стержневая схема, то результат умножаем на 4. Получаем 168 м.
  3. Нам придётся учитывать запуск прутов при стыковании, поэтому к этому результату прибавим примерно около 10 — 15%, получаем 168 17=185 м. Столько метров стальных прутов нам потребуется, чтобы уложить их горизонтально.
  4. Следующий этап — вычисление количества поперечных и вертикальных прутов. Ширина фундамента — 35 см, высота — 90 см. Вычислим периметр получившегося «прямоугольника». Получаем 35х2 90х2=250 см, то есть нам потребуется 2,5 метра арматуры через каждые 50 см.
  5. Делим длину стен на 50 см (рекомендуемый шаг) и получаем количество таких прямоугольников: 12 м: 50 см, получаем 24 прямоугольника, прибавляем два добавочных по углам — итого 26 шт.
  6. Аналогично считаем количество по стене в 6 м, получаем примерно 10 шт.
  7. Находим общее количество — 26х2 10х3 = 82 шт.
  8. Так как на один прямоугольник уходит два с половиной метра, считаем, сколько всего арматуры нам потребуется: 82 шт. х 2,5 м =205 метров.

Армокаркас состоит из продольных и поперечных металлических прутьев

При расчёте учитывайте то, что иногда вертикальную арматуру немного углубляют в землю для устойчивости, поэтому высоту в этом случае следует увеличить.

Для того чтобы не запутаться в большом количестве данных начертите схему, наметив места, где будут располагаться все стыки, горизонтальные и вертикальные прутья.

Диаметр

Вся арматура делится на несколько видов по тому, какой диаметр она имеет. Небольшой диаметр в 6-8 мм характерен для гладких поперечных прутов, также он подходит и для вертикальной арматуры.

Для продольной арматуры подходит диаметр от 10 мм и выше.

Как уже говорилось, связывание элементов можно произвести алюминиевой или стальной проволокой вручную, используя плоскогубцы.

Кроме этого, можно применить самозатягивающиеся хомуты, они не требуют специальных инструментов.

Намного облегчает работу по вязке специальный пистолет, проволока подаётся со специальной катушки и узел завязывается автоматически за 5 сек. Минус один — высокая стоимость инструмента.

Укладка

Для удобства каркас для арматуры сначала собирают вне траншеи. Удобнее собирать отдельными секциями, которые соединяются уже после установки.

Потом части каркаса помещают в ров для фундамента на кирпичи или специальные пластиковые кубики, которые используют в качестве упора, они также обеспечивают технологический зазор снизу.

Арматура не должна соприкасаться с опалубкой и грунтом, чтобы не было коррозии.

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

  • От мотка вязальной проволоки отрезается фрагмент длиной 25-30 см (для прутьев сечением 8-16 мм).

  • Проволоку сгибают пополам и заводят под нахлест стержней, размещая по диагонали.

  • Крючком цепляют петлю (место сгиба проволоки), противоположный конец проволоки обводится над пересечением стержней и укладывается над крючком.

  • Вращением крючка вокруг верхнего конца проволоки создается скрутка из 3-4 оборотов.

  • Крючок извлекается, концы проволоки отгибаются внутрь конструкции.

Итак, переходя к подготовке всего необходимого для обустройства фундамента, необходимо получить информацию о том, какая арматура лучше подходит для формирования каркаса ленточного основания. В наше время в продаже на строительных рынках можно встретить «классическую» стальную и композитную арматуру.

Стальная арматура, применяемая для создания каркасов для заливки фундаментов, должна соответствовать требованиям действующих ГОСТ. В жилом строительстве чаще всего применяется материал, выпущенный в соответствии с ГОСТ-5781-82. Этот стандарт регламентирует параметры горячекатаной арматуры, предназначенной для применения в обычных и предварительно напрягаемых строительных конструкциях.

Для армирования фундаментов чаще всего применяется горячекатаная арматура, выпущенная в соответствии с ГОСТ-5781-82.
Для армирования фундаментов чаще всего применяется горячекатаная арматура, выпущенная в соответствии с ГОСТ-5781-82.

В соответствии с положениями ГОСТ, эта арматура подразделяется на шесть классов. Если для первого класса используется обычная низкоуглеродистая сталь, то по мере повышения класса возрастает содержание специальных и даже легирующих добавок, резко повышающих механическую прочность материала.

Арматурные пруты I класса имеют гладкую внешнюю поверхность. Всем остальным (за редким исключением) придается рифлёная форма, так называемый периодический профиль кольцевого, серповидного или смешанного типа. Такая рельефная структура поверхности предназначена для максимального контакта армирующих элементов конструкции с набирающим прочность бетоном.

Для основного армирования ленточного фундамента оптимальным выбором, с позиций вполне достаточной степени прочности и приемлемой цены, станет арматура класса А-III, диаметром от 12 до 18 мм, в зависимости от особенностей создаваемой конструкции. Показатели классов от четвертого и выше останутся просто невостребованными, а вот A-II может оказаться и слабоватой.

Стоит обратить внимание и на наличие буквенного индекса.

  • Так, литер «С» говорит о том, что эта арматура может соединяться посредством сварки. Со всеми другими типами сварочные работы полностью исключаются – структура стали при высокотемпературном нагреве изменяется, и каркас потеряет необходимую прочность.
  • Буквенное обозначение «К» имеют изделия, изготовленные из стали с повышенными антикоррозионными свойствами. Их обычно применяют при возведении объектов, к которым предъявляются особые требования, и для ленточного фундамента под частное строительство приобретение подобной арматуры (а стоит она, безусловно, значительно дороже) не видится необходимостью.
Гладкие горячекатаные пруты класса A-I – оптимальный вариант для изготовления хомутов, объединяющих основную арматуру в единый объемный каркас
Гладкие горячекатаные пруты класса A-I – оптимальный вариант для изготовления хомутов, объединяющих основную арматуру в единый объемный каркас

А вот для дополнительных элементов конструкции – перемычек, стоек, хомутов, придающих основному каркасу необходимую объемность, вполне подойдут гладкие арматурные стержни класса A-I диаметром 6 мм (при высоте ленты до 800 мм) или 8 мм (при большей высоте). Они легко изгибаются в необходимую конфигурацию, и их прочностных характеристик для такого применения – вполне достаточно. Можно использовать и рифленые пруты класса A-II, но это уже будет несколько дороже.

Цены на арматуру

арматура

Скрепление арматуры чаще всего производится с помощью специальной вязальной проволоки, которая устанавливается и закручивается петлей во всех точках пересечения стальных прутов. Применение сварки не приветствуется сразу по нескольким причинам:

  • Любой, даже качественно исполненный сварной шов – место с повышенной уязвимостью к коррозии.
  • Непровар в месте соединения, который вполне можно не заметить при монтаже каркаса, может обернуться нарушением целостности конструкции на этапе заливки тяжеловесного бетонного раствора.
  • Даже незначительный перегрев прута в точке его пересечения с другим элементом конструкции дает снижение заложенных в него армирующих качеств.

Какая арматура используется для армирования ленточных фундаментов

Армировка ленточного фундамента выполняется посредством пространственных каркасов и плоских сеток, в которых стальные прокатные изделия делятся на рабочие, воспринимающие основные растягивающие усилия, и конструктивные, служащие для закрепления рабочих стержней.

Рассмотрим, какие стальные стержни можно использовать для ленточного фундамента. В качестве рабочей  используется рифленый стальной прокат класса А3, по другой классификации А400, выпускаемая по ГОСТ 5781-82* или А500С по ГОСТ Р 52544-2006. Рифленый прокат способствует лучшему сцеплению рабочих стержней с бетоном.

Арматура периодического профиля

Об использовании рабочей арматуры классов А3 и  А500С, различиях между ними, выгоде применения А500С, особенностях установки каркасов и сеток мы писали в статье «Ленточный фундамент: от земляных работ и подушки до заливки бетона и снятия опалубки».

Этапы проведения работ

После того, как количество арматуры определено должна быть выбрана схема армирования ленточного фундамента, согласно которой будет собираться армокаркас. Прямые участки конструкции выполняются из цельных прутьев, тогда как на угловых местах необходимо дополнительное усиление выгнутой в П либо Г-образную форму арматурой. Использование перпендикулярного перехлеста отдельных стержней арматуры на местах углов и примыканий не допускается.

  1. Составление проекта, где будут учитываться все особенности почвы на основании геологических исследований. В зависимости от них стоит определиться с типом фундамента, его глубиной, сделать расчёты о предстоящих расходах.
  2. Подготовка участка — снятие плодородного слоя и нанесение разметки будущего основания. Все расстояния измеряются рулеткой, колышки вбиваются в землю на расстоянии примерно 30 см друг от друга, они обязательно устанавливаются на месте углов. Между ними натягивается шнур или толстые нитки. Обратите внимание на то, чтобы углы были строго прямоугольными, особенно если предстоит строительство дома из бруса.
  3. После того как выкопана траншея, следует на её дно уложить песчаную подушку толщиной примерно 10 — 15 см для уплотнения грунта. Чаще всего песок смачивают водой для максимальной усадки, этого бывает достаточно, но на некоторых почвах иногда следует применить геотекстиль, чтобы не проникали грунтовые воды и не оказывали разрушающего действия на фундамент.
  4. Следующий этап — сборка опалубки из деревянных щитков, высота регулируется по уровню, все щели закрываются плёнкой или другим материалом.
  5. Самый важный момент — установка арматуры. В зависимости от правильности вязки и расположения стальных прутов будет зависеть жёсткость и крепость фундамента.
  6. Заливка бетонной смеси в полученную конструкцию. Теперь останется только ждать полного высыхания и затвердения, которое происходит в течение 3 — 5 дней и зависит от погоды.

Как видим, почти все этапы не сложно выполнить, кроме армирования, которое требует определённых знаний и умений.Важно помнить о том, что следует предусмотреть отверстия для различных коммуникаций.

Если участок для строительства имеет большие перепады высот, то фундамент заливают ступеньками, которые армируют по определённой схеме:

  1. Усиление ступеньки продлевают на 1 метр от уступа.
  2. В верхней части следует расположить стержни длиной 2 метра, её середина должна приходиться на центр уступа.
  3. Горизонтальные пруты следует уложить через полтора метра друг от друга.

Армирование углов

Очень много ошибок допускают при армировании углов, но допускать их ни в коем случае нельзя, ведь это место испытывает разнонаправленные нагрузки, и неправильная укладка усиливающих прутов приведёт к тому, что фундамент будет представлять из себя не монолитную конструкцию, а набор отдельных частей, появятся трещины, бетон расслоится.

Обычно применяют простое перекрещивание, без дополнительных усилений по вертикали и горизонтали, которое не обеспечивает прочность всего фундамента.

Чтобы этого не произошло следует использовать дополнительные усиления в виде П-образных или согнутых буквой Г прутов, их используют в местах стыков арматуры. Существует множество схем их расположения.

Инструкция по армированию ленточного фундамента

. Дополнительно укладывают вертикальные пруты.

Если необходимо армировать тупой угол, то следует использовать несколько Г-образных прутов, расположенных определённым образом. Конструкцию усиливают дополнительными поперечинами.

Способы соединения

Есть два способа соединить стальные пруты между собой.

Сварка — быстрый и не трудный процесс, но имеющий ряд недостатков:

  1. Из-за высокой температуры меняются свойства металла.
  2. Чтобы узлы сварки были прочными требуется высокая квалификация сварщика.
  3. Сварка усиливает жёсткость конструкции, тем самым увеличивается вероятность нарушения её целостности при заливании бетона.

Вязка — наиболее эффективный способ, хотя и требует больше времени. Вязку производят проволокой при помощи плоскогубцев и специального крючка.

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

  • Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.

  • Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.

  • Монтируется верхний горизонтальный пояс. Его задача — сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.

  • Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.

  • Готовится опалубка под фундамент.

Монтаж линейного фрагмента армирующего каркаса

  • Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).

  • Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.

  • Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.

Оптимальная схема армирования

Приводим две основные схемы армирования монолитного железобетонного фундамента, которые могут использоваться в малоэтажном строительстве.

Схема 1 – если ширина ленты равна ширине стены

Схема армирования 1

Схема 2 – если ширина ленты превышает ширину стены

Схема армирования 2

В обоих случаях лента армируется по длине пространственным каркасом, рабочие стержни которого, расположенные в обеих зонах поперечного сечения конструкции, воспринимают и компенсируют растягивающие усилия.

Инструкция по армированию ленточного фундамента

Если лента выступает за грани цоколя более, чем на 0,5 м, растягивающие усилия будут возникать в зоне подошвы перпендикулярно к ее оси. Для того, чтобы компенсировать эти усилия, дополнительно используется армирование подошвы ленты в поперечном направлении к оси стены.

Оптимальное решение при этом – вязка сетки, состоящей из рабочих и конструктивных стержней и укладка ее перед установкой пространственного каркаса.

При устройстве пространственных каркасов кроме продольных рабочих стержней используется поперечная арматура, которая служит не только для соединения в одну конструкцию продольных прокатных изделий, но и для восприятия поперечных, перерезывающих нагрузок на ленту. Поперечная арматура противодействует также образованию трещин в конструкции и препятствует боковому выпучиванию рабочих стержней.

В составе пространственных каркасов поперечные прокатные изделия используются в виде хомутов, которые охватывают продольные рабочие стержни по периметру каркаса. Для хомутов применяется арматура с гладкой поверхностью класса А1, имеющая диаметр в пределах 6—8 мм.

Хомуты для пространственного каркаса

В техническом документе СП 52-101-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры» определены диаметры арматуры при разных условиях армирования, которые приводим в Таблице 2.

Существует две основные схемы армирования, которые чаще всего используются для усиления основания под малоэтажные постройки:

  • четырьмя прутами;
  • шестью прутами.

В соответствии со СНиП 52-101-2003, соседние стержни арматуры должны располагаться на расстоянии 40 см (400мм) в одном ряду. Крайняя продольная арматура должна находиться на расстоянии 5-7 см (50-70 мм) от боковых стенок основания. Поэтому, если ширина основания составляет более 50 см, то лучше использовать схему армирования шестью прутами.

В зависимости от этого выбирают диаметр стальных стержней.

Обычно для ленточного основания используется укладка прутов «в клеточку».В этом случае все пруты крепятся под углом 90°. Для продольного расположения применяют арматурные материалы класса А3, имеющие круглую форму.

В интернете можно найти огромное количество схем армирования фундаментов и других бетонных конструкций, но при этом стоит обратить внимание именно на самые простые варианты, которые уж точно не создадут проблем даже начинающим строителям.

Специалисты зачастую рекомендуют проводить армирование по квадрату или прямоугольнику. Соответственно, ширина каркаса должна составлять не более половины его высоты. Нужно иметь в виду, что ленточный фундамент зачастую неширокий, но очень длинный, поэтому основание будет подвергаться больше продольным растяжениям. Таким образом, вертикальные и поперечные элементы армирования представляют собой в больше степени конструктивные элементы фундамента.

Таким образом, если мы выбрали прямоугольное армирование, то высота металлической части фундамента должна быть больше ширины. Получается, что мы имеем 4 продольные линии арматуры. Количество поперечных элементов – не так важно. Главное —  сделать так, чтобы конструкция была надежной, и при заливке бетона не происходило никаких деформаций.

Укреплять необходимо верхнюю и нижнюю части фундамента, поэтому внизу и вверху укладываются продольные стержни, которые примут на себя основную нагрузку.

Если высота фундамента выше 20 см, то следует проложить ещё и вертикальные и поперечные арматуры. Схема каркаса будет походить на прямоугольные соты или ячейки.

Шаг арматуры для поперечин равен примерно 25 -30 см.

Если поперечное и вертикальное армирование выполнить с помощью одного стального прута, который загнут буквой Г, то это увеличит прочность конструкции, так как она станет монолитной.

Как уже говорилось выше, арматура в конструкции фундамента способствует равномерному распределению основной нагрузки от веса здания и внешних динамических воздействий, сохраняет целостность конструкции под влиянием возникающих внутренних напряжений Поэтому, насколько качественно будет произведено крепление элементов каркаса, настолько прочен и долговечен будет фундамент, а значит, и всё строение в целом.

Обустраивая каркас ленточного фундамента, нужно учитывать некоторые нюансы:

  • Наибольшие нагрузки выпадают на продольные прутья каркаса верхнего и нижнего (в особенности) пояса армирования. Поэтому, учитывая характеристики грунта и особенности будущего здания, для них выбирается арматура периодического профиля диаметром от 10 мм, а если длина ленты на любом из участков превышает 3 метра (а так чаще всего и получается) то не менее 12 мм.
  • Продольная арматура должна быть расположена на расстоянии от донной части, боковых стен и верхней границы заливки цементного раствора на расстоянии от 30 до 50 мм. Например, если обустраивается фундамент шириной в 400 мм, расстояние между продольными прутьями в горизонтальной плоскости должно составлять 300 мм.
  • Расстояние между двумя соседними параллельными прутьями продольного армирования не должно превышать 400 мм.
  • Для поперечных и вертикальных элементов каркаса используются гладкие прутья диаметром 6÷8 мм (при высоте ленты 800 мм и более – не менее 8 мм). Такого сечения будет вполне достаточно, так как на них выпадает меньшая нагрузка.
Одна из самых простых схем армирования ленточного фундамента неглубокого заложения
Одна из самых простых схем армирования ленточного фундамента неглубокого заложения
  • Расстояние между хомутами (поперечными арматурными отрезками и стойками) может варьироваться от 100 до 500 мм. Последнее значение является максимальным, поэтому превышать его – нельзя.  Лучше всего исходить из расчета, что шаг установки хомутов равен 0,75×h, где h – это общая высота фундаментной ленты.
  • Количество ярусов продольного армирования и количество стержней будет зависеть от высоты и ширины ленточного фундамента. СНиП установлены минимальные соотношения площади сечения ленты и суммарной пощади сечения прутов продольного основного армирования.
  • Если нагрузка на фундамент не будет слишком велика, то конструкция каркаса предельно упрощается и представляет собой в сечении прямоугольник без дополнительных, укрепляющих прутов. То есть в нижнем и верхнем армирующем поясе используются по два продольных прута, которые увязываются с вертикальными и горизонтальными перемычками или готовыми хомутами.

Повышенную сложность представляют участки, требующие дополнительного усиления – это углы и области примыкания фундаментных лент. Подробно об этом рассказывается в соответствующей статье.

стеклопластиковая арматура

Правила армирования монолитного ленточного фундамента

При производстве армирования ленты необходимо соблюдать следующие нормативные правила:

  • рабочие стержни, установленные в продольном направлении каркасов и сетках, должны иметь один диаметр. В случае использования арматуры с разным диаметром стержни с большим диаметром необходимо располагать в нижней зоне ленты;
  • при ширине ленты, превышающей 150 мм, количество продольных рабочих элементов, размещенных в одном уровне, не должно быть меньше 2-х;
  • расстояние в каркасе между продольными элементами, установленными в одном уровне, не допускается меньше 25 мм в нижнем ряду каркаса и меньше 30 мм в верхнем ряду. При устройстве пространственных каркасов также необходимо предусмотреть места для пропуска глубинных вибраторов. В этих местах просвет не должен быть менее 60 мм;
  • шаг прокатных изделий в ленточном фундаменте, предусмотренный для монтажа хомутов или поперечных элементов, должен быть в пределах ¾ высоты конструкции и не больше 500 мм;
  • защитный слой бетона, предусмотренный для рабочей арматуры каркасов или сеток, расположенной у подошвы ленты, должен составлять 35 мм при бетонной подготовке, 65 мм – при подготовке из песка или щебня;
  • защитный бетонный слой с боковых и верхней сторон конструкции – 40 мм, для хомутов или поперечных стержней – 10 мм.

Проволока для вязки арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

  • Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.

  • Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

  • Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).

Пример как вязать арматуру для фундамента поперечными хомутами

  • Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном — 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.

  • Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.

  • Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

Инструкция по армированию ленточного фундамента

В случае использования обычного проката классов А1, по другой классификации А240, и А3(А400), производится вязка арматуры под ленточный фундамент, для чего применяется специальная вязальная проволока. Сварка арматурных элементов возможна только при использовании проката класса А400С или А500С.

Вязальная проволока изготавливается из низкоуглеродистой стали , имеет диаметр в пределах 0,8—1,4 мм и предназначена специально для изготовления элементов несущего каркаса железобетонных конструкций. При вязке каркасов и сеток используются отрезки длиной в 30 см, которые предварительно нарезаются.

Рассмотрим, как вязать арматуру для ленточного фундамента.  Для выполнения этого вида работ используется специальный инструмент: ручные крючки или насадки на шуруповерт, вязальные пистолеты, пассатижи, щипцы и кусачки.

Крючок для ручной вязки арматуры

Из отрезков вязальной проволоки делают петлю, которую пропускают вокруг места соединения арматурных стержней, затем концы закручивают вручную посредством вязального крючка или механическим способом с помощью насадки на шуруповерт или пистолета.

Способы вязки арматуры

Так как каркасы и сетки из арматуры имеют ограниченную длину, может возникнуть вопрос: как связать арматуру для ленточного фундамента. По длине каркасы и сетки стыкуют с помощью: нахлеста без сварки или сваркой в случае использования проката класса А400С или А500С.

Пистолет для вязки арматуры

opalubka_dlya_lentochnogo_fundamenta

При сварке внахлест длина стержней соединяемой арматуры не должна составлять менее 10 диаметров.

В случае соединения нахлестом длина перепуска арматурных стержней должна составлять не менее 20 диаметров соединяемых элементов и не менее 250 мм.

Вязка арматуры механизированным способом

Для расчета общего объема материала можно использовать калькулятор арматуры для ленточного фундамента, размещенный на этой странице.

Для вязки арматуры чаще всего применяется отожжённая стальная проволока марки ВР
Для вязки арматуры чаще всего применяется отожжённая стальная проволока марки ВР

Проволока производится из низкоуглеродистой стали и подразделяется на несколько типов:

  • По способу обработки. Существует обработанная термическим способом (отожжённая) и необработанная проволока.
  • По точности изготовления. Так, проволока может быть повышенной точности или обычной.
  • По временному сопротивлению нагрузкам, на разрыв изделия, непрошедшего термическую обработку и бывает первой и второй группы.
  • Проволока может иметь специальное защитное покрытие или быть без него.

Проволока может иметь стальной или черный цвет. Диаметр сечения варьируется от 0,16 до 10 мм. При этом допускаются отклонения в сечении продукции 0,02 мм.

В документах ГОСТ можно найти более подробные характеристики данного изделия. Некоторые из них:

  • Удлинение проволоки, прошедшей термообработку и имеющей защитное покрытие, составляет 12÷18%, а без защиты 15÷20%.
  • У необработанных высокими температурами изделий, в зависимости от их сечения разнится такой параметр, как сопротивление на разрыв и составляет (Н/мм²):

— 590÷1270 для диаметра 1,0÷2,5мм;

— 690÷1370 для диаметра менее 1,0 мм.

armirovanie

— изделия без термообработки диаметром от 0,5 до 6,0 мм должны выдерживать целостность после четырех и более сгибов;

— цинковое защитное покрытие должно сохранить целостность и плотно прилегать в стали после накручивания проволоки в виде спирали. При этом допускается наличие небольших цинковых наплывов, налета, белых блесток и цветовой неоднородности;

— в продажу проволока должна поступать в бухтах. Эти бухты могут иметь различный вес, который зависит от диаметра проволоки и наличия или отсутствия защитного покрытия. Так, масса бухты разнится от одного килограмма при сечении изделий 0,16÷0,18 мм до 40 кг при 6,3÷10 мм.

Термообработка проволоки (ее отжиг) делает материал более пластичным, удобным в работе, без существенной потери прочностных качеств. Так что есть смысл сразу приобретать именно такой вариант. Отжиг, конечно, можно провести и самостоятельно – но стоит ли тратить на это силы, когда в продаже уже есть готовая проволока, и по более чем доступной цене?

Наверное, для ленточного фундамента нет и особой необходимости приобретать проволоку с цинковым покрытием, если сразу после монтажа армирующего каркаса будет проводиться заливка бетона. За столь короткий срок коррозия не успеет «сожрать» соединения, а затем, после полного созревания бетона, она будет и вовсе не страшна.

Как правило, при самостоятельном строительстве ленточных фундаментов применяется проволока диаметром 1,2 или 1,4 мм, реже — до 1,8 мм. Миллиметровая для подобных целей все же слабовата – может давать обрывы при затяжке узлов, а с диаметром 2 мм и более – работать будет очень трудно, потребуется немало сил для качественной увязки без каких-либо особых выгод.

Строительный рынок пополнился еще одним чрезвычайно удобным материалом для вязки каркаса. Это – бухты уже готовых проволочных отрезков диаметром, как правило, 1.2 мм и длиной от 80 до 180 мм, уже имеющих по концам готовые петли. Обычно в бухте – 1 тыс. таких изделий.

Бухты готовых проволочных петель «Казачка» или «Зубр» — очень удачная покупка, чрезвычайно упрощающая вязку арматурного каркаса.
Бухты готовых проволочных петель «Казачка» или «Зубр» — очень удачная покупка, чрезвычайно упрощающая вязку арматурного каркаса.

Стоимость таких упаковок проволочных петель – весьма доступная, а производительность труда, как показывает практика, возрастает почти втрое.

Ниже читателю предложен калькулятор, который поможет быстро рассчитать, сколько примерно точек соединения предстоит увязать на создаваемом арматурном каркасе, и какое количество проволоки для этого потребуется. При этом учтено, что некоторые участки армирования требуют дополнительного усиления.

как вязать арматуру для фундамента

Перейти к расчётам

Следует правильно понимать, что это – минимально необходимое количество материала. При работе вполне вероятны разрывы затягиваемых узлов, собственный брак в работе, да и просто на стройплощадке несложно выронить и потерять нарезанные отрезки проволоки. Стоимость ее – невелика, поэтому вполне можно заложить запас в 50, а то и более процентов.

Схема вязки арматуры, армирование углов

Ленточный тип фундамента можно смело назвать универсальным, наиболее распространённым, дающим возможность возведения зданий из практически любых строительных материалов. Повсеместное использование этой конструкции основания объясняется в том числе и значительной экономией средств, простотой и доступностью её самостоятельного обустройства, а также тем, что ленточный фундамент всесторонне испытан очень широкой практикой его многолетней эксплуатации.

Ленточный фундамент по праву занимает лидирующие позиции, как наиболее популярный у застройщиков тип основания для зданий
Ленточный фундамент по праву занимает лидирующие позиции, как наиболее популярный у застройщиков тип основания для зданий

Сам по себе такой фундамент представляет собой железобетонную ленту, которая может иметь разную ширину, толщину и высоту. Эти параметры зависят от проекта будущего здания – размеров стен и материала, из которого планируется возвести стены, общей массивности строения, состояния грунтов на участке застройки и целого ряда других важных факторов.

Но в любом случае ленточный фундамент устанавливается по периметру будущего строения, имеет замкнутый контур, который и предназначается для дальнейшего возведения несущих стен. При необходимости этот вид фундамента дополняется внутренними перемычками, которые становятся основой для возведения на них внутридомовых капитальных перегородок.

Глубина залегания подошвы ленты может существенно различаться, в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, при неустойчивых верхних слоях грунта на участке ведения строительства, подошва ленточной основы полностью заглубляется ниже уровня промерзания или же исполняется в сочетании со свайным фундаментом.

Фундаментная лента может быть глубокого или малого заложения, иногда усиливается дополнительно монолитными сваями
Фундаментная лента может быть глубокого или малого заложения, иногда усиливается дополнительно монолитными сваями

Как бы то ни было, требования к полноценному и качественно исполненному армированию равнозначно важны для любой разновидности ленточного фундамента. Только при таком условии основа оптимизирует нагрузку от стен дома на грунт по всему периметру строения, что минимизирует риск проседания здания, перекос и деформацию всех его составляющих строительных конструкций.

В местах примыканий и угловых соединений ленты происходит наибольшая концентрация напряжений, поэтому эти узлы необходимо дополнительно укреплять.

Усиление угла с помощью дополнительных стержней

При усилении угла ленты устанавливаются дополнительные Г-образные и трапециевидные стержни, которые крепятся к рабочим стержням в верхнем и нижнем уровнях соединяемых каркасов.

Усиление Т-образного пересечения

При усилении Т-образного пересечения устанавливаются дополнительные трапециевидные стержни в верхнем и нижнем уровнях соединяемых каркасов.

Усиление пересечения стен

При усилении взаимного пересечения устанавливаются трапециевидные стержни.

Усиление угла П-образными элементами

Вариант усиления угла Г-образными хомутами

Вариант усиления Т-образного примыкания  П-образным и Г-образными хомутами

Инструкция по армированию ленточного фундамента

Специалисты, которые занимаются различными строительными проектами, утверждают, что армирование углов фундамента – это самая сложная задача, которая создает немало проблем. Во многих строительных стандартах указывается, что в углах арматура, выполняющая роль армирования, должна быть изогнутой. Конечно же, мало кто будет специально гнуть арматуру для этого процесса, поэтому зачастую в строительстве задействуют прямой материал.

Сообщается, что при таком раскладе существует большая вероятность возникновения трещин по углам фундамента, что впоследствии создает множество проблем, связанных с прочностью основания и всего строения.

Таким образом, существует два варианта усиления углов фундамента:

  • Армирование Г-образным усилением. В данном случае используется изогнутая арматура, можно задействовать сразу несколько элементов, расположив их внахлест. При таком раскладе армирование будет максимально эффективным и надежным.
  • Армирование П-образным усилением. Здесь все практически то же самое, что и в случае с прошлым вариантом укрепления, однако П-образная арматура обеспечивает большую надежность, хоть для этого придется использовать больше металлической продукции.

Однозначно необходимо использовать поперечную арматуру, которая по углам фундамента будет выполнять прибавлять площади всей представленной конструкции. Причем данный вопрос не зависит от того, какой мы имеем угол – прямой, острый или тупой.

Опять же, следует обратиться к строительным стандартам, где указывается немало информации непосредственно об армировании углов фундамента. Действительно, там имеется множество ситуаций, при которых угол фундамента будет иметь оригинальную конструкцию.

Основа ленточного фундамента — бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме. И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев. Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности — в удачном сочетании качеств:

  • Несложен по конструктивному исполнению.

  • Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).

  • Не нуждается в применении спецтехники.

Ленточный фундамент в опалубке

Инструкция по армированию ленточного фундамента

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

  • Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.

  • Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента невозможна без усиления углов металлического каркаса, так как именно эти участки испытывают на себе наибольшие нагрузки. Существует несколько общепринятых схем армирования углов. Общее правило: от каждого угла в обе стороны устанавливают 2-3 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного расстояния между этими элементами (в нашем примере это составляет 250 мм).

Способ № 1: углы армируем методом загиба основных продольных прутьев и связыванием перехлеста.

Способ № 2: используем Г-образные элементы (по три штуки на каждый продольный уровень армирования, то есть – 9 штук на каждый угол).

Способ № 3: применяем П-образные дополнительные элементы (по две штуки на каждый продольный уровень армирования, то есть – 6 штук на каждый угол).

На заметку! Можно применять и комбинированные методы для усиления углов металлического каркаса фундамента. Например, загиб продольных прутков плюс дополнительное применение 1÷2 Г-образных элементов.

Остальные вопросы, связанные с армированием ленточного фундамента

Прежде чем приступать к монтажу арматуры в ленточном фундаменте, следует рассмотреть несколько важных вопросов, которые однозначно являются важными в этом процессе.

  • Выбор арматуры. Как мы уже говорили, при выборе арматуры следует обращать внимание на диаметр и другие габариты материала. При этом гладкую арматуру лучше вовсе не использовать. Однако в случае необходимости гладкую металлическую продукцию можно использовать в качестве поперечного армирования. Отдельно хотелось бы отметить, что при монтаже лучше всего использовать одну и ту же арматуру. Речь идет о том, в поперечных соединениях конструкции используется одна арматура, а в продольных – другая, однако в одних и тех же позициях лучше использовать один и тот же тип продукции. В том случае, если хозяева используют арматуру различного диаметра, длины и профиля, можно столкнуться с проблемами. Прежде всего речь идет о нагрузке на основание. Если в каком-то месте арматура окажется менее прочной, и нагрузка на фундамент будет слишком высокой, основание может покрыться трещинами. Такого допускать, конечно же, нельзя.
  • Специфика вязки арматуры. Мы уже упоминали о самых распространенных способах соединения арматуры для создания надежной конструкции. В это же время не стоит забывать, что комбинировать способы соединения все же не стоит. Более того, в подавляющем количестве случаев используется вязка при помощи проволоки. Достаточно всего лишь запастись крупным мотком материала, чтобы надежно соединить все элементы армирования. В том случае, если в конструкции обнаружатся ошибки (возможно, даже самые мелкие), проволоку можно просто убрать, либо удалить кусачками, после чего исправить ситуацию. В случае со сваркой все существенно сложнее. Для проведения качественных сварочных работ нужны деньги. Кроме того, очевидно, что после данного мероприятия изменить расположение элементов армирования уже не представится возможным. Кроме того, как мы уже говорили, специалисты в строительной сфере настойчиво рекомендуют отказываться от сварки арматуры в пользу вязки при помощи проволоки.
  • Общая прочность конструкции. На первый взгляд конструкция, состоящая из арматуры, может показаться достаточно прочной. Более того, даже небольшие испытания могут продемонстрировать отменную стойкость конструкции к деформациям. К сожалению, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. К примеру, если заливка бетона будет происходить со специализированного транспорта (автомиксера), вполне возможны проблемы, связанные с устойчивостью армирования. Во время заливки сильный набор и вес бетонной смеси может сильно повлиять на конструкцию. Если в некоторых местах крепление проволокой оказалось достаточно слабым, это тут же проявится. Соответственно, в такой ситуации нужно либо проверять каждое соединение, либо производить заливку бетона вручную, делая все для того, чтобы армирующая конструкция не сместилась ни на миллиметр.
  • Расход материала. Мы уже рассматривали вопрос, связанный с необходимыми объемам арматуры. Стоит сказать, что многие хозяева специально использует побольше армирования, чтобы фундамент стал прочнее. На самом же деле никакого положительного эффекта от таких действий нет, поэтому следует использовать то самое минимальное значения количества арматуры, которое предусмотрено в строительных стандартах.

Инструменты и приспособления

Инструкция по армированию ленточного фундамента

Вязка арматуры вручную – не слишком сложное, но довольно длительное и трудоемкое занятие. Процесс увязки узла проводится в несколько шагов:

  • Если планируется использовать обычную проволоку (то есть без подготовленных по ее концам петель), то ее нарезать фрагментами длиной по 250÷300 мм.
  • Ровный отрезок проволоки складывается вдвое. Затем этот уже спаренный отрезок изгибается так, чтобы на образовавшуюся петлю приходилось около трети поучившейся длины, а остальное оставалось на свободные концы.
Два приёма увязывания узла – заведение проволочной петли и дальнейшее скручивание крючком
Два приёма увязывания узла – заведение проволочной петли и дальнейшее скручивание крючком
  • Далее, получившимся проволочным «крюком» огибается место соединения двух прутов арматуры.
Заведение проволочной петли за перекрестье арматурных прутьев
Заведение проволочной петли за перекрестье арматурных прутьев
  • Образовавшаяся при сложении пополам проволоки петля подцепляется вязальным крючком, и к нему же пригибаются парой оставшиеся свободные концы. После этого начинается их скрутка.
Увязывание узла с помощью полуавтоматического инерционного крючка
Увязывание узла с помощью полуавтоматического инерционного крючка
  • Крючок нужно поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока скручиваемая проволока не упрется плотно в соединяемую арматуру. Усилие, безусловно, нужно уметь «дозировать» — не стоит затягивать скрученную проволоку слишком туго, иначе она может лопнуть, и процесс придется начинать заново.
  • По завершении работы крючок из петли вытаскивается, «усы» можно пальцами подогнуть к прутьям, чтобы они сильно не торчали – и соединение готово.
С готовыми проволочными элементами работать будет еще проще – выпадает подготовительный процесс нарезки и формирования петли
С готовыми проволочными элементами работать будет еще проще – выпадает подготовительный процесс нарезки и формирования петли

Еще проще работать с подготовленными проволочными крепежными элементами, имеющие петли по краям. Их также сгибают пополам, а затем в совмещенные петли вставляют крючок и производят скрутку по часовой стрелке.

Скрутка, производимая вручную, может осуществляться также с помощью клещей, но этот инструмент имеет смысл применять только для неотожженой проволоки, имеющей достаточно большой диаметр. Другие виды материала могут просто сломаться под давлением мощного инструмента.

Если для увязки толстой проволоки применяются клещи, то можно руководствоваться показанными приемами работы
Если для увязки толстой проволоки применяются клещи, то можно руководствоваться показанными приемами работы

1 – Связывание арматуры пучком проволоки, то есть несколькими отрезками, сложенными вместе, без подтягивания.

2 – Связка угловых узлов.

3 – Двухрядный узел.

4 – Крестовый узел.

5 – Мертвый узел.

6 – Связка стержней специальным соединительным элементом.

7 – Арматурные стержни.

8 – Соединительный металлический элемент.

9 – Вид спереди.

10 – Вид сзади.

Кроме металлической проволоки, для связки арматурных элементов каркаса используются также пластиковые хомуты.

Некоторые мастера отдают при увязке каркаса предпочтение пластиковым затяжкам-хомутам
Некоторые мастера отдают при увязке каркаса предпочтение пластиковым затяжкам-хомутам

У этих крепежных элементов есть ряд своих достоинств и недостатков, о которых нужно знать, выбирая эту технологию увязки каркаса.

К «плюсам»хомутов из пластика можно отнести несколько моментов. Это:

  • Простота и удобство проведения процесса увязки каркаса.
  • Скрепление арматуры хомутами не требует каких-либо дополнительных инструментов.
  • Быстрота проведения работ, минимальные затраты физических усилий.
  • Прочность связки после отвердевания бетона.

«Минусами» пластиковых креплений называют следующие факторы:

  • Весьма высокая общая стоимость материала.
  • Недостаточная прочность крепежных узлов до заливки бетонного раствора и его созревания.
  • Невозможность производить монтаж каркаса при отрицательных температурах, так как прочность соединений под их воздействием ослабляется, а пластик теряет эластичность, становится хрупким.

Если есть финансовые возможности, а работа должна быть произведена быстро и без применения дополнительных инструментов, то можно использовать пластиковые хомуты с сердцевиной из металла. Такие затяжки обладают преимуществами как пластиковых, так и металлических крепежных элементов, то есть простотой монтажа и прочностью соединения. Правда, за это придется раскошелиться.

В некоторых случаях для установки арматурных прутьев применяют так называемые «бобышки» — фиксаторы, изготовленные из пластика. Конструкции их бывают весьма разнообразны, и такие изделия применяются либо как временно скрепляющие прутья элементы, либо как как подставки для нижнего ряда арматурных прутьев или в роли своеобразных «калибраторов» — для боковых.

Пластиковые вставки – для правильного формирования объемного каркаса и для соблюдения необходимых дистанций от поверхностей дна и стенок опалубки
Пластиковые вставки – для правильного формирования объемного каркаса и для соблюдения необходимых дистанций от поверхностей дна и стенок опалубки

В каркасе под ленточный фундамент такие вставки применяют для соблюдения расстояния между арматурными элементами и стенками опалубки, так как между ними должен сохраняться зазор для бетонного слоя шириной в 50 мм.

Еще один прием связывания арматуры на пересечениях — это применение специальных стальных монтажных скоб. Их изготавливают  из стальных прутьев с высоким показателем упругости, диаметром от 2 до 4 мм, то есть они действуют буквально как пружина, а внешне чем-то напоминают скрепку.

Соединительный узел двух перекрещивающихся прутов арматуры, собранный с применением специального прудинящего коннектора-скрепки
Соединительный узел двух перекрещивающихся прутов арматуры, собранный с применением специального пружинящего коннектора-скрепки

Такая скрепка-коннектор изогнута с созданием петли, а оба конца ее заканчиваются крючками. Как устанавливается подобное соединение — хорошо показано на иллюстрации. Безусловно, это удобно, но приобретение большого количества таких скрепок обойдется весьма недешево.

Вязка этого вида арматуры несколько отличается от работы над скреплением металлических прутьев. При выборе композитного армирующего материала для создания каркаса, прежде чем перейти к его вязке, нужно обязательно произвести точные расчеты по распределению веса конструкции. Если при монтаже металлического каркаса могут быть допущены небольшие погрешности, то для стеклопластика они недопустимы. А о сложности именно этого момента уже упоминалось выше.

В зависимости от тяжести материала стен, расстояние между полимерными прутьями может составлять 150÷350 мм. Если фундамент делается под легкие постройки, то расстояние может быть увеличено до 600 мм. Но увы, четких нормативов пока нет.

В хомуты согнуть стеклопластиковую арматуру не получится, поэтому каркас вяжется с применением отдельный перемычек и стоек
В хомуты согнуть стеклопластиковую арматуру не получится, поэтому каркас вяжется с применением отдельный перемычек и стоек

При укладке нижнего армирующего пояса под него обязательно, и с довольно-таки малым шагом устанавливаются пластиковые подставки. Они необходимы для того, чтобы при заливке в опалубку бетонного раствора, армирующий каркас не стал проседать под тяжестью раствора. В этих же целях достаточно часто для упрочнения стеклопластикового каркаса применяют металлические пруты, которые сохранят конструкцию в первоначальном виде  на этапе заливки.

Вязка конструкций из композитной арматуры производится также разными способами, некоторые из которых практически не отличаются от крепежных операций на металлических каркасах.

Самый простой и быстрый способ – это применение пластиковых хомутов-затяжек
Самый простой и быстрый способ – это применение пластиковых хомутов-затяжек
  • Вязка пластиковыми или металлопластиковыми хомутами – это самый простой, удобный и быстрый способ скрепления, но весьма затратный.
Для монтажа композитных каркасных конструкций могут применяться специальные пластиковые крепления
Для монтажа композитных каркасных конструкций могут применяться специальные пластиковые крепления
  • Крепление специальными пластиковыми креплениями, которые защелкиваются на прутьях арматуры в местах их соединения – этот способ считается самым надежным для полимерных каркасов.
  • Металлической (алюминиевой) мягкой проволокой. Вязка производится по тому же принципу, что и на стальных каркасах, то есть с помощью крючка. Однако, учитывая специфические свойства алюминиевой проволоки, ее нельзя затягивать очень сильно, иначе она легко сломается.

Еще раз заметим: прежде чем выбрать композитную арматуру, необходимо взвесить все «за» и «против», и быть готовым взять ответственность за неудачу на себя. Для строительства фундаментов частных домов все-таки чаще всего используется металлическая арматура, каркасные конструкции из которой легко просчитываются, будут предсказуемы, так как уже проверены многолетней практикой.

В завершение публикации – несколько полезных видеосюжетов с технологическими рекомендациями по процессу вязки арматурного каркаса.

Чтобы произвести армирование ленточного фундамента своими руками нам понадобятся определенные инструменты и приспособления. Прежде всего, арматурные прутья необходимо будет разрезать на куски в соответствии с подготовленным чертежом. Для этого можно воспользоваться болгаркой с диском для резки металла, либо приобрести мини-станок. Тонкие прутья можно перекусить мощными профессиональными кусачками.

Для армирования каркаса в углах и изготовления □-образных хомутов понадобится приспособление для загибания прутьев, которое можно изготовить самостоятельно или приобрести в готовом виде.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента: необходимо связывать прутья только специальной стальной обожженной обвязывающей проволокой и использовать удобный для вас инструмент (автоматический или ручной крючок для обвязки арматуры, вязальный пистолет, шуруповерт или клещи). Все связанные соединения должны быть плотными, чтобы предотвратить смещение прутьев при заливке бетона.

Отверстия в заготовках соответствуют расположению арматуры в фундаменте. Сначала продольные прутья вставляем в отверстия одного фанерного щита. Затем на них одеваем необходимое число хомутов. Свободные концы прутков вставляем в отверстия второго щита. Получается удобная пространственная конструкция для вязки фрагмента армированного каркаса.

После того, как вязка арматуры под ленточный фундамент произведена отдельными фрагментами, необходимо уложить их в опалубку и прочно скрепить между собой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector