Армирование ростверков свайных фундаментов

Ленточный вид армирования

Схема армирования ленточного фундамента

Ленточный распространён благодаря его прочности, способности выдерживать здания любой массы и противостоять любым процессам, протекающим в почве. Представляет собой ленту, как бы продолжение наружных стен дома, направленное вниз. Толщина ленточного фундамента в частном строительстве принимается равной 40 — 50 см.

Армирование фундамента ленточного производится после устройства траншеи и опалубки.

Конструкция скелета состоит из двух ярусов, состоящих минимум из двух прожилин каждый.

Сечение ленточного фундамента

Требования к расположению арматуры в бетонном массиве:

  • расстояние от наружной боковой стенки до арматуры не должно быть менее 50 — 55 мм.;
  • расстояние от нижней и верхней плоскостей массива до горизонтальной арматуры не должно быть менее 70 — 75 мм.;
  • расстояние между верхним и нижним арматурными слоями не делают менее 300 — 350 мм., но лучше сделать это расстояние максимальным;
  • расстояние между перемычками: вертикальными 400 — 700 мм, горизонтальными 800 — 1400, расстояние выбирают таким, чтобы обеспечить неподвижность арматуры во время заливки бетона и уплотнения его при помощи вибромашин и других приспособлений.
Арматурный каркас ленточного фундамента

Несколько советов, облегчающих сборку арматурного каркаса для ленточного фундамента:

  • некоторая часть вертикальной арматуры изготавливается увеличенной длины, так, чтобы на них, вбитых в дно траншеи, удобно было монтировать весь скелет;
  • верхнюю горизонтальную арматуру делают длиной равной ширине фундамента, благодаря этому они, упираясь в стенки опалубки, фиксируют положение всей арматурной конструкции в пространстве.

Арматурная сетка в данном случае закладывается в 2 ряда. Обязательно в средней части использовать слой с высоким уровнем защиты.

Арматурная сетка производится с расстоянием между прутьями в 15-20 см. Элементы сетки надо связывать между собой металлической проволокой и скреплять их специальным крюком. Не стоит скреплять ячейки сетки методом сваривания. Это уменьшит ее прочность.

На месте работы необходимо соорудить опалубку. Ее щиты должны быть хорошо укреплены со всех сторон.

Рекомендуется следить за состоянием сетки. Недопустимо провисание ячеек. Перед началом заливки бетона, необходимо свериться с проектной документацией и проверить правильность расположения арматуры. На конструкцию стоит привязывать оголовки, расположенные рядом друг с другом.

Армирование ленточного ростверка для свайного основания занимает не так много времени и не требует специальных навыков. Его вполне можно выполнить самостоятельно.

Особенности

Повышение крепости и надежности фундамента достигается его армированием. Бетон выдерживает большие нагрузки на сжатие. Изгибные или растягивающие усилия даже небольшие, разрывают его.

На столб фундамента действуют такие нагрузки:

  • на сжатие – вес здания;
  • на разрыв – зимой пучение грунта сжимает стенки столба и отрывает его вверх от подошвы;
  • на излом/сдвиг, зимой – горизонтальные подвижки грунта при замерзании или летом – сдвиг плотного слоя по водонасыщенному или слабому грунту.

Для нагрузок на сжатие не армируют, а воздействие от пучения грунта полностью устраняют, обернув столб тремя слоями полиэтилена или рубероида. Сдвиговая нагрузка возможна редко, но защищают от нее армированием.

Второй зоной армирования в столбчатых фундаментах, является ростверк. Армирование ростверка свайного фундамента производят только по его нижней и верхней поверхности с учетом толщины защитного слоя бетона.

Количество прутков, марки арматуры, значение диаметров получают в результате расчета столбчатого фундамента профессиональным инженером-строителем. Как и чертежи для его армирования.

Для этого используют такие нормативные документы:

  • СП 20.13330.2011 (СНиП 2.01.07-85*) «Нагрузки и воздействия» – терминология и нагрузки на столбчатый фундамент;
  • СП 50-101-2004 (актуализация СНиПов 2.02.01-83 и 3.02.01-87) – Свод Правил по фундаментам зданий и сооружений, п. с 12.1 – по 12.8 – общие требования к расчету, расчет столбчатых фундаментов – п. 12.3;
  • СП 22.13330.2011 (обновленный СНиП 2.02.01-83) «Основания зданий и сооружений» – нагрузки, глубина заложения, учет грунтовых вод, особенности стадий проектирования;
  • СП 63.13330.2012 (актуализация СНиП 52-01-2003) «Бетонные и железобетонные конструкции», расчетные требования в п. 5, 7, 10.

Расчет по документам позволяет точнее определять цену на армирование столбчатого фундамента.

Армирование ростверков свайных фундаментов

Перед тем, как произвести армирование ростверка свайного фундамента, следует изучить основные особенности работы.

  • Необходимо произвести правильный выбор сечения конструкции. Оно обязательно должно быть поперечным.
  • Под конструкцией необходимо монтировать воздушную полость. Ее высота должна составлять 10-15 см.
  • Правильный выбор размера сечения. Для этого следует изучить планировку здания. Следует учесть толщину будущих стен, высоту дома, количество этажей.
  • При строительстве основания следует учитывать земную поверхность и ее уклон. В зависимости от этого рассчитывается высота свай основания.
  • При неровных земельных участках следует строить конструкцию ростверка в виде ступеней. Нижнюю конструкцию следует закопать в грунт на 15-20 см. При высокой толщине опор должна быть и высокая конструкция ступеней.
  • Для предотвращения растрескивания конструкции рекомендуется использовать дополнительные стержни в основании ростверка.

На земельных участках со сложным типом почвы рекомендуется устанавливать свайный фундамент. Придать ему прочность и укрепить можно при помощи армированного ростверка. Для улучшения характеристик его следует располагать как в верхней, так и в нижней части основания.

Плитный ростверк

Для укрепления фундамента и придания ему прочности применяется армированный ростверк. Для того чтобы самостоятельно произвести установку конструкции плитного типа, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Подготовка арматурной сетки. Для работы необходимо приобрести специальные прутья с диаметром в 1 см. Арматура применяется для того, чтобы привязать друг к другу фундаментные сваи. Оптимальное расстояние – полметра. Из горизонтальных и вертикальных прутьев формируется сетка. Она скрепляется при помощи специального крюка металлической проволокой. Армирование ростверка
  2. Арматура накладывается в 2 слоя, между которыми рекомендуется проложить слой защитного средства.
  3. Т.к. свайный фундамент неоднороден, при монтаже арматурной сетки надо выдерживать дистанцию. Она формируется путем связывания частей арматуры. Рекомендуется следить за прочностью и надежностью конструкции.
  4. Далее выступающие вертикальные части арматуры следует привязать к сваям основания. Для проведения этой процедуры рекомендуется использовать металлическую проволоку.

Монолитный ростверк необходимо привязать к сваям в верхних и нижних частях.

Особенности армирования столбчатого фундамента

Наиболее распространенный метод крепления – связывание арматуры с помощью специальной проволоки. Электросварка используется очень редко и только для арматуры, имеющей в маркировке литеру «С».

Армирование ростверков свайных фундаментов

Соединять сваркой обычную арматуру не допускается, поскольку вследствие воздействия высоких температур она становится менее прочной.

Для вязания арматуры применяют только отожженную круглую проволоку диаметром 1 мм. Необожженная проволока является менее пластичной, поэтому плохо гнется и легко обрывается.

Нагревательный мат для теплого полаИщете информацию по теме, как выбрать теплый электрический пол?

Как сделать винтовые сваи для фундамента своими руками.

Быстрее всего вязка арматуры осуществляется с помощью специального пистолета, снабженного аккумулятором. Но его приобретение целесообразно только при больших объемах работ, к тому же он не очень удобен при вязке арматуры в труднодоступных местах.

Армирование свайно – ростверкового фундамента для частного дома в основном осуществляют посредством другого инструмента – специального крючка. Профессионалы предпочитают самодельные крючки, но для разовых работ сгодится и покупной.

В продаже можно найти как обычные, так и винтовые крючки, называемые, также, полуавтоматическими.

Армирование ростверков свайных фундаментов

Последние позволяют выполнять вязку арматуры несколько быстрее, но в силу своей конструкции после затягивания узла они оставляют слишком длинные свободные концы проволоки, которые часто выступают из бетона и начинают ржаветь.

Наиболее простыми и распространенными видами узлов являются так называемые «петля» и «две петли». Первый используется при соединении арматуры внахлест, второй – для стыковых соединений. На практике же петлю часто применяют не только для нахлесточных соединений, но и для угловых.

На завершающем этапе монтажа арматурного каркаса следует извлечь бобышки, на которых устанавливалась рабочая арматура нижнего пояса. После этого весь каркас окажется подвешенным на проволоке, обвитой вокруг верхних перемычек опалубки. Теперь можно приступать к заливке бетона.

Видео об армировании ростверка свайного фундамента

Для горизонтальной продольной арматуры ростверка берут прутки с регулярным профилем и диаметром 10 – 16 мм. Вертикальные и горизонтальные поперечные участки каркаса – из гладкой арматуры, диаметром 6 – 8 мм.

Для столбов вертикальная арматура – профилированная, горизонтальная – гладкая. Диаметры те же.

Обычно используют прутки марок А I и А III (А 400 С).

Армирование ростверков свайных фундаментов

Можно использовать новый вид арматуры – композитную. Практика пока не велика, а характеристики у нее хорошие.

Столбы армируют вертикальными прутьями. Их варят или вяжут проволокой в каркасы.

На дно ямы насыпают песок, толщиной 200 – 250 мм и сверху такой же слой песка со щебнем. Укладывают не менее 50 – 100 мм бетона для защиты металла от грунтовой влаги и коррозии.

Готовые каркасы опускают в скважины буронабивных свай или ямы под столбы.

Размеры каркаса в сечении должны быть меньше диаметра скважины на 35 – 50 мм с каждой стороны. Этот слой бетона называется защитным. Щелочной реакцией он защищает металл от коррозии.

Выпуски арматуры столбов при изготовлении каркаса загибают горизонтально на длину 30 – 40 диаметров прута. Если дипломированный сварщик умеет правильно, и не перекаливая варить арматуру, загибы не делают.

В ростверк стержни укладывают двумя слоями:

  • верхний слой ниже верхнего среза на толщину защитного слоя;
  • в нижнем слое, на ту же толщину выше подошвы.

Середина не армируется, тут нагрузок почти не бывает.

Схема расположения прутов арматуры определяется требованиями к частям фундамента:

  • для буронабивных свай или железобетонных свайных столбов – требования прочности на срез обуславливается нагрузкой от горизонтального смещения массивов грунта;
  • для горизонтального, обычно монолитного ростверка нагрузка будет изгибающей, т. к. балка ростверка расположена концами на опорах, а под средней ее частью опоры почти нет.

Армирование углов ростверка свайного фундамента и пересечения с несущими внутренними стенами нужно вести с загибанием прутов на длину не менее 0,4 – 0,8 м. Отогнутые части горизонтальных прутьев одной стороны ростверка должны заходить на перпендикулярную ей другую сторону и наоборот.

Варить можно не всегда – некоторые марки стали не варятся обычными электродами, возможны перегрев прутков, вытекание металла и ослабление стыков, швов и т. п.

Материалы для ростверка

Основной материал для свай – железобетон. Конструкция устройства составляет связанные между собой древесину и металл, также может быть изготовлен из железобетона или металла.

Если сваи изготавливаются из древесины, то рекомендуется выполнять конструкцию из деревянных брусов. Стальное основание требует применения конструкции из балок. Однако специалисты рекомендуют в качестве строительного материала именно железобетон. Т.к. только он способен выдерживать длительные нагрузки, и не подвержен разрушениям.

Диаметр используемой арматуры и параметры каркаса подбираются на основании расчета, учитывающего постоянные и временные нагрузки.

Армированная сетка

Расчет армирования ростверка свайного фундамента должен выполняться опытным строительным инженером, хорошо владеющим темой железобетонных конструкций.

Типовые решения

На практике в индивидуальном строительстве придерживаются следующих правил:

  • в растянутых зонах ростверка укладывают несколько продольных стержней арматуры класса AIII диаметром 20 мм и более;
  • в сжатом поясе размещают арматуру диаметром 8 – 15 мм. Шаг между стержнями продольной арматуры, также именуемой рабочей, составляет 80 – 100 мм.
  • Для восприятия поперечных растягивающих усилий, а также для объединения продольной арматуры в единый каркас, к ней крепятся поперечные стержни – гладкая арматура класса AI диаметром от 6 до 8 мм. Расстояние между ними не должно быть менее 250 мм, но обычно оно принимается равным 3/8 высоты сечения ростверка.

Если высота ростверка превышает 150 мм, в арматурном каркасе устанавливают вертикальные стержни, шаг которых соответствует шагу поперечной арматуры.

Чаще всего вместо отдельных продольных и поперечных стержней используют хомуты – детали из арматуры в виде замкнутого прямоугольника или перевернутой литеры «П».

Там, где ленты ростверка образуют Г-образное или Т-образное пересечение, просто скрепить пересекающиеся стержни рабочей арматуры недостаточно.

Здесь располагают согнутые под прямым углом стержни, каждая часть которого укладывается в одну из примыкающих лент и заходит в нее не менее, чем на 40 диаметров.

Хомуты в этих зонах устанавливают в два раза чаще.

Набивные сваи

Армирование обвязки осуществляется посредством установки верхнего и нижнего поясов из арматурных прутьев по периметру ростверка. Пояса изготавливаются из стержней диаметром 1,4-1,6 см (лучше всего брать арматуру класса А3), соединяются они вертикальными и горизонтальными перемычками.

Перемычки, используемые для соединения, выполняют в виде:

  • Отдельных арматурных прутов, приваренных к поясам. Остановившись на таком варианте, стоит помнить, что стержни-перемычки по типу и диаметру должны соответствовать стержням, используемым для создания поясов.
  • Арматурных стержней, выгнутых в прямоугольные хомуты. Для данного типа перемычек стоит приобрести прутки класса А2, диаметр которых равняется 0,8-1 см. Материал из стеклопластика категорически не подойдет, так как он не гнется. Монтаж прямоугольных хомутов отличается трудоемкостью, но результат того стоит – благодаря минимальному количеству сварки конструкция получается более прочной и долговечной.

Расчет материалов для армирования ростверка свайного фундамента – очень важная, но достаточно непростая процедура. Чтобы ее облегчить, специалисты рекомендуют обратиться к положениям строительных норм и правил, согласно которым при устройстве каркаса:

  • В поясах используется от 4 стержней, максимальное расстояние между которыми должно равняться 10 см;
  • Максимальное расстояние между вертикальными перемычками может быть 40 см;
  • Расстояние между горизонтальными перемычками должно составлять от 20 см до 30 см;
  • Минимальная толщина защитного пласта бетонной смеси, отвечающего за перераспределение веса на обвязку и защищающего арматуру от влаги, обязана равняться 5 см.

Положительные стороны

Для укрепления и улучшения положительных качеств основания применяется армирование ростверка фундамента. Оно позволяет укрепить конструкцию и придать ей максимальную мощность.

Основные положительные характеристики: 

  • Низкий уровень потери тепла в строении
  • Простота выполнения работ
  • Низкая стоимость стройматериалов
  • Низкий уровень расходов арматурной сетки и раствора бетона
  • Позволяет защитить строение от колебаний и вибраций земной поверхности

Устройство основания

Чтобы выбрать оптимальный тип фундамента, надо тщательно изучить основные характеристики каждого из них.

Вид ростверка свайного фундамента

На земельных участках со сложной и непрочной поверхностью почв рекомендуется использовать свайное основание. Оно служит передатчиком нагрузки тяжести и давления здания от свай к земной поверхности.

Сваи фундамента обеспечивают сжатие оказываемого давления и существенно снижают его.

Для улучшения основных характеристик фундамента применяется ростверк – усиление верхней части основания. Также можно использовать устройство и в нижней части, увеличивая тем самым силу нагрузки.

Конструкция фундамента

Отдавая предпочтение при строительстве основанию в виде свай, следует знать его основной состав.

Основной элемент – сваи. Они представляют собой столб, закопанный в землю. Материал для ее изготовления должен быть устойчивым, твердым, прочным и надежным. Можно производить сваи из раствора бетона, однако наиболее прочными и долговечными считаются конструкции, состоящие из железобетонного материала.

Схема устройства ростверка свайного фундамента

Конструкция закапывается в специально подготовленную скважину. Для усиления прочности свае придают заостренную форму на основании. Это препятствует поднятию конструкции из грунта.

В заготовленную скважину, ограниченную опалубкой, заливается слой бетона и закладывается арматурная сетка. Нижняя часть должна быть значительно шире. Залитое бетоном основание придает усиленную прочность конструкции и не позволяет извлечь ее из грунта.

Для укрепления и усиления основных качеств фундамента следует использовать данное устройство.

Нижний вид изготавливается из железобетона. В подготовленную скважину устанавливается железобетонная свая. Она ограничивается опалубкой. Затем следует забетонировать слой ростверка.

Верхний тип изготавливается из монолитных плит. Если материал для конструкции имеет металлическую основу, то его скрепление следует проводить через сварочный процесс.

Процесс армирования ростверка свайного фундамента

Деревянная конструкция монтируется из нескольких брусов. Прикрепляется к сваям фундамента при помощи металлических штырей.

Ошибки при армировании

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  1. Арматурный каркас устанавливают на грунт. Металл корродирует, расширяется в объеме и рвет бетон в самом важном месте – подошве столбов.
  2. При установке в скважину каркас не центрируется. Арматура может выйти наружу столба или остаться малая толщина защитного слоя.
  3. Не выпускается арматура для связей с каркасом ростверка. Монолитный ростверк не сможет противостоять горизонтальным подвижкам грунта, и фундамент может разрушиться.
  4. При сварке стержней соединения не должны быть на углах и на пересечениях стен.
  5. При изгибе прутов место сгиба не греют – прут дает микротрещины.
  6. Арматура в средней части любого железобетонного изделия – грубая ошибка – бетонная балка или плита растягивается или сверху при нагрузке на края и опоре посередине, или снизу – когда опоры по краям, а нагрузка в середине. Эти растягивающие усилия и должна выдерживать арматура. В средней части изделия нагрузок почти нет, и арматура там – выброшенные деньги, время и труд.
  7. При заливке бетона глубинный вибратор использовать только во внутренней зоне каркаса и аккуратно, чтобы не нарушить его конфигурацию.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector